Проект MUZA | Дневники
2006


 Культпоходы начала апреля...
 Подборочка по харассменту и политкорректностям...
 Мой алфавит: Ж, Щ, В, Х
 Госконтрацепция

[9.04.06]
Культпоходы начала апреля...

Четыре вечера, как четверостишие.

5-го апреля: театр "Вертикаль" и Новая компания пантомимы Марселя Марсо. в филармонии. Самого Марсо не было. Давали "Семь смертных грехов" и "Любовь Коломбины" по мотивам del'arte.
После многочисленных "театров пластической драмы"и всяких "контемпорари дансов" наконец сподобился увидеть способ думать телом как актерскую игру. Тренированным телом. Каскады "фишек", аттракционы - но "в проброс", никакого аффекта, вкус и чувство меры. Настоящий вариант театра, как он мог бы быть во времена Мольера.

Марсо учился у Этьена Декру, который говорил, что "пантомима — суть способа драматической игры, а значит — актер, владеющий ею, может обходиться в своем творчестве без помощи других искусств (что, однако, не мешает ему, если он останется хозяином подмостков, другие искусства использовать).... Современная пантомима, созданная Декру и его учениками, никогда не ставила целью пластическую разработку тела актера. Как раз напротив, она создавалась для развития актерской фантазии, которую тело должно было обеспечивать «лишь» в качестве послушного инструмента". (О пантомиме - великолепная статья Марины Дмитриевской в "Санкт-Петербургском театральном журнале, откуда, собственно, цитата).

6-го апреля. "Несчастный случай". Места в амфитеатре, по центру; шикарный пульт звукорежиссера, ожидания и смакования и... стандартный клубный вибромассаж. Рев несбалансированного звука, сабвуферы под полом трясут организм на басах, слов не слышно. Ушли примерно через полчаса... Вот это и есть "клубный звук": в физиологическом понимании. Слов не слышно, когда хочешь видеть - в глаза бьет стробоскоп. Тело откликается на вибромассаж желанием немедленно выпить. Считал "Несчастников" профессионалами, теперь сомневаюсь; а может, пофигизм?

7-го Вениамин Смехов. Стравинский - "История солдата". Фортепиано (Нина Коган), скрипка (Валерий Ворона), кларнет (Юлиан Милкис, Канада, ученик Б. Гудмена), чтец (фактически не сама "История", а авторская сюита из нее).
Писана "История" с 1917 - 1918 году и свидетельствует "окончательный разрыв" с русской оркестровой школой, в коей Стравинский воспитывался. В оригинале: скрипка, контрабас. кларнет, фагот, корнет, тромбон и ударные; поют, говорят и танцуют: Дьявол, Солдат, Принцесса, рассказчик. Стравинский называет это "драматическое произведение для передвижного театра", написанное так, "... чтобы сделать возможным поездки по деревням Швейцарии, достаточно простым и воспринимаемым по сюжету". Либретто Ш.Рамюза по мотивам сказок из сборника Афанасьева (рассказы о солдате, собранные среди рекрутов русско-турецкой войны).
Во втором действии - Хармс (стихи и мелкие пьесы) - Маяковский - Цфасман. Фортепиано - кларнет - чтец.
Плюс "Утомленное солнце" скользя между чтением и пением, плюс Северянин прочитанный как бы Вертинским.
В зале поклонники Таганки со стажем, студиозусы (по их реакции явно Хармса в первый раз слушают)
Повеселили пиарщики филармонии с рекламной завлекухой: "Атос расскажет вам сказочку"...

8-го. ЧерноеНЕБОбелое. Очередной пластический театр с "нонконформистской хореографией", которой хватило на примерно 15 минут. Пластическая техника Марчеллы Солтан - феерическая, но - это возможности тела сами по себе. При всем этом оглушающий звук с ритмическим грохотом и завываниями, от которого разболелись уши... Права уже упоминавшаяся М.Дмитриевская: это "примат пластической выразительности над актерской игрой". Вот, определил наконец: вся виденная мной "современная пластика" - за исключением театра Derevo в "Оnce" - это не театр. Это цирк.

[наверх]


[11.04.06]
Подборочка по харассменту и политкорректностям...

Великолепная статья Агнешки Колаковской "IMAGINE...Интеллектуальные истоки политкорректности":

"...Политкорректность воображает всех людей разом и говорит: мы все равны. С любой точки зрения. Но, как это случается в утопиях, есть и те, кто равнее. Например, женщины. И опять-таки — не все, а только верно мыслящие, обладающие правильным феминистическим сознанием. Или народы, которые никогда ничего не достигли, зато ненавидят западные ценности. Нельзя говорить (как это сделал несколько лет назад Сол Беллоу в своей лекции в Гарвардском университете), что у зулусов никогда не было Достоевского. У них свои традиции, и даже еще лучше, а вдобавок Достоевский — мертвый белый самец и как таковой заслуживает вечного осуждения.
Дальше: неграмотные. Глупых нет — есть только умные по-иному. У каждого своя собственная истина, такая же важная, как всякая другая (хотя некоторые — важнее), и сформированная в силу того, каков он... Каждый имеет право на высшее образование, особенно если не умеет ни читать, ни писать и умственно неполноценен. А если вдобавок это негритянка-лесбиянка, то дать ей кафедру. В любой школе (особенно в Англии) должны быть специальные занятия для детей, у которых трудности с чтением, письмом, вниманием, которым трудно не воровать, не приносить в школу огнестрельное оружие и не нападать на учителей..."

А вот еще: М. Золотухина. "Из истории гендерных стереотипов в США".

А вот еще: "Шестилетний первоклассник из Броктона, штат Массачусетс, был на три дня отстранен от занятий за "харассмент", после того, как он засунул руку под футболку девочки".

в пересказе Lenta.ru за кадром остались весьма занятные комментарии, которые есть в оригинале: Washington Times от 10 февраля. Особенно порадовало мнение психиатра: "Dr. Elizabeth Berger, a Philadelphia-area child psychiatrist, said this case seems to be an overzealous attempt to ensure students feel safe in school after years in which society was not attentive enough". Плюс к тому, Лента кое-что пропускает... пишет так: "школьный комитет Броктона определяет "сексуальный харрасмент" среди школьников как "нежеланный физический контакт, например, прикосновения, шлепки или удары", однако в оригинале "uninvited physical contact such as touching, hugging, patting or pinching."

А вот NYTimes со ссылкой на AP (тоже 10 февраля) - типа статистика....

А вот опять же ВВС: "If you've been the victim of sexual harassment at work or at home, the law can help you get justice. Employee law and the Sex Discrimination Act are there to protect you from unwelcome behaviour".

[наверх]


[12.04.06]
Мой алфавит: Ж, Щ, В, Х

Ж

Bonus track (заранее)
ЖОПА - коль скоро буква "же" является не просто сокращенным от "жопа", но и заменяет оное, например у Бродского в "20-ти сонетах", а также служит устойчивым синонимом усидчивости, самое место ей - в виде бонус-трека - перед основным собранием, никак не после - это все-таки не компакт-диск, а запись в ЖЖ (усилит.).

ЖЕЛУДОК (множ.курин., ед.ч. собств).
Беспокоящий предмет анатомии. Объект экзистенциальный, в пределе - психосоматический, остро реагирующий на заказчиков, знакомых, сотрудников на работе, часто - родственников (см.такж. "язва"). Куриных желудков (они же "пупочков") кушать - таки да.

ЖАДНОСТЬ.
Побочный продукт (и количественная функция) желаний. Выражается в количестве запасов "на черный день" - сам термин является эвфемизмом к "беспомощности". В силу экзистенциальности, черный день обязательно наступит, следовательно, жадность выступает как компенсаторный механизм ожидания беспомощности. В силу этого часто заменяется терминами "предусмотрительность", "бережливость" и т.п. Выражается в разнообразных формах "хомячизма" (клинич. "хомячизм промышленный"). От накопления запасов пропитания (см. "сухари сушить"), одежды, постельного белья - до накопления информации в виде книг, кассет, DVD, а также на жестких дисках по принципу "чтобы было". Разновидностью жадности является малооправданное расширение круга общения, а также постоянное участие в разнообразных "тусовках". В сочетании с завистью (см.) дает "синдром Скупого Рыцаря" - ни себе, ни людям.

ЖИД.
Обзывательное обозначение еврея, а также своеобразный юмор по отношению к интеллигенции ("Если в кране нет воды..."). Используется также в формах языковой игры ("шпрехен жидович?"). Форма политкорректности (подробности здесь), и как таковая, является способом приписывания социальных императивов определенной социальной (этнической) группе. Например, характерное "жидомасон" - или "жидо-христианские представления о равенстве людей". В качестве ведущего социального императива рассматривает отношение к власти и собственности ("Евреи - которые в Израиль едут, а жиды - которые в Кремль лезут" - см. "Д.С.П. Материалы к Русскому Словарю общественно-политического языка ХХ века", М.,2003). В "профанном сознании" - синоним "жадности" ("чего жидишься?" вместо "чего жадничаешь") и противопоставлено "коллективизму", "семейности" и схожим моральным нормам, необходимым для скрытия социального неравенства. Кстати, еще Черчилль говорил, что "в Англии никогда не было антисемитизма, потому что англичане не считают евреев умнее себя".

ЖЕНЩИНА.
О женщина, услада из услад
И злейшее из порождений ада,
Мужчине ты и радость, и награда,
Ты боль его и смертоносный яд.
Ты добродетели цветущий сад
И аспид, выползающий из сада,
За доброту тебя прославить надо,
За дьявольскую ложь — отправить в ад.
Ты кровью нас и молоком взрастила,
Но есть ли в мире своенравней сила?
Ты шелест крыл и злобных гарпий прыть.
Тобою нежим мы сердца и раним,
Тебя бы я сравнил с кровопусканьем,
Оно целит, но может и убить.
(Лопе де Вега).

Отличается от мужчины (см.) анатомически и физиологически. Создана из ребра мужчины (вследствии чего многими, в том числе женщинами, считается производной от мужчины, что привело к движению за равноправие, см. "феминизм") по Образу и Подобию, что в душевной и духовной сферах полностью уравнивает и что зачастую не замечается. Незамечание носит зачастую характер сознательный (о чем свидетельствуют термины "женская интуиция", "женская логика" и т.п.) и более того, "научный" ( см. здесь и здесь ) Субъект изменяемой функциональности (см. такж. "герла", "подруга", "жена", "тетенька", "бабушка", "язва" и проч.)

ЖИЛПЛОЩАДЬ. Нечто отличное от "дом" или "квартира".
Геометрическая функция (см. "разве это жизнь?" - евр.), с которой человек связывает глубинные экзистенциальные планы (см. "бездомность"). Вообще свойство планировать, перепланировать, ремонтировать - не являются формами последовательной жизнедеятельности и являются сугубо иррациональными проявленями (см. также "переезд").

ЖИВОТНОЕ.
Объект, принципиально отличающийся от человека. Живой. Иной. В силу предельной инакости (напр., семиотически - является ли кошка инопланетянином?) является объектом познания "что есть живая материя". Является ли вирус житвотным? Есть ли ОРЗ форма симбиоза? Адекватны ли классификации? Насколько предсказуемо поведение не человека? Также являются объектами познания сугубо человеческого, например, сознания. Обладает ли крыса логикой, а выпь - эстетическим чувством? Также выступают для проецирования на них разнообразных человеческих проявлений иррационального. (см. напр., здесь)

ЖАНР.
Четыре буквы, заменяющие три слова: "Здесь Так Принято". Служит для отсылки, а также фиксации и трансляции феноменов и функций существования иррационального (а также его рационализации) в социальных системах.

ЖИР.
Особенно таки рекомендуется кошерный: куриный или гусиный. Применительно к животным и человеку, известна способность организма накапливать подкожный жир в целях защиты в потенциально неадаптабельных условиях (см. "жадность"). Кстати, врачи рекомендуют в мороз намазывать жиром места организма, где вероятность накопления жировой прослойки мала (нос, например) во избежание обморожений.

ЖУРНАЛИСТИКА.
Развлечение как форма познания. Роберт Маркус как-то заметил, что "количество читательских откликов на материал обратно пропорционален важности затронутой темы". В этом смысле - форма и способ подтверждения очевидного (отсюда императив журналистики о необходимости фактов, фактов и еще раз фактов). Форма борьбы с устарелыми предрассудками с помощью модных. Вообще форма трансляции социальных стереотипов (в этом смысле "пресс-лавочка" у подъезда аналогична глянцевому журналу). В этом смысле журналистика - форма анонимной публичности.

ЖАРИТЬ (курин., мясн., крол., перен. журн.)
С помощью преимущественно жира (см., в том числе эвфем.) доводить продукт до состояния, в котором употребление его вовнутрь не влечет угрозы дезадаптации. В состоянии дезадаптации не рекомендуется (см. "язва"). Кстати о картошке. Рецептурная тонкость: перед жаркой стоит в разогретое масло на сковородке сыпнуть соли, и только потом - картошку.

Щ

Щ (ща)
- микрорайон в Академгородке Новосибирска. Слева от проспекта Строителей, справа - Верхняя Зона, где институты, университет и ученые - так планировалось, так было, но... tempora, как говорится, mutantur. Раньше "верхние" кривили губу, что в Ща живут "гопники", прошло с того лет десять. Сейчас там фирмы, в том числе "Топ-книга" и "ЦФТ". Люди разные. Ученые тоже. Переезжают и из города. А еще был такой "Луноход до Ща" - так называли ЛиАЗы, курсировавшие из Верхней в Ща. [Примечание от Катерины: верхняя зона ("верхушка") обозначалась строителями как микрорайоны А - Д, а Щ - это потому, что там были щитовые домики].

ЩЕКОТКА.
Ощущение, приводящее к подергиванию организма и хихиканью в результате внешнего воздействия на определенные участки организма (участки определяются опытным путем). Почему-то считается, что щекотабельность каким-то образом увязана с сексуальным темпераментом; также считается, что щекотабельность увязана с чувством юмора и сангвиничностью темперамента. Научного подтверждения эти гипотезы не получили, вследствие чего каждый уважающий себя ученый склонен проводить собственные эксперименты (обобщение этих опытных данных считается одной из важнейших задач психофизиологии 21-го века).

ЩЕЛЬ.
Пространство, ограниченное двумя сущностями. Прибежище для тараканов (домостр.) или для документов ("бумага в щель завалилась!" - офис.) Ср. "щель между мирами" (М.Фрай).
Ср. также филос. "зазор" ("межкультурный зазор" у М.Мамардашвили)
Ср. такж. перен. (секс.), см. также "вербатим".

ЩЕН.
Прозвище В.Маяковского, влюбленного в Лилю Брик.
«Меня сейчас узнать не могли бы:
Жилистая громадина
Стонет,
Корчится.
Что может хотеться такой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
И то, что бронзовый,
И то, что сердце – холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
Спрятать в мягкое,
В женское».

"Любимый мой щеник!", - писала Брик Маяковскому (см. их переписку).

ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ.
Точность (вплоть до мелочности) в соблюдении правил. Сопровождается культом тщательности и последовательности. Существует в исполняемых ритуалах и играх (в бернианском смысле). Служит, как правило, для построения и удержания границ личности. Как правило, служит признаком того, что социальные связи существуют на уровне ритуала, которым подменяются самоидентификации людей в субкультурах (напр.,"как истинный рыцарь", "комильфо" как знак принадлежности аристократии); также признак отношения к человеку как к функции в специализированных сообществах (научном. военном, уголовном, ср. также "лояльность фирме").

ЩИ.
1. Щи кислые, они же квас.
1 ф. гречневой и 1 ф. пшеничной муки. Муку размешать раньше маленьким количеством воды холодной, чтобы не было комков, тогда уже заварить 1 ведром кипятку; постоянно мешая, положить горсть мяты (вместо нее положить грушевой или яблочной эссеннци). Когда отстоится, сделать опару из 1/4 ф. гречневой и 1/4 ф. пшеничной муки, на 2-3 к. дрожжей и 3/4 стак. чуть теплой воды. Когда опара подойдет - отбить, опять дать подняться и, уже не сбивая, опустить в жидкость, не мешая, оставить на ночь. На другой день процедить, положить 2 ф. сахару, смешать; когда весь сахар разойдется, разлить на бутылки, закупорить, оставить в комнате, а потом вынести на холод.
2. Щи обыкновенные с капустою.
Брать середину грудинки или кострец по 1/2 ф. на человека. Бульон ставить без кореньев и жареного луку. За 3 часа до отпуска отжать 1 ф. кислой капусты, спасеровать в 1 1/2 стак. жиру с бульона или в 1/8 ф. сливочного масла. 2-3 средних луковицы очистить и нашинковать; 2-3 моркови очистить и протереть на терке, соединить все вместе с капустой, прибавить 1/4 ф. муки, развести всем загоговленным бульоном; мясо промыть холодной водою и, опустив во щи, посолить. Кипеть должны 2-3 часа.

ЩИПКОВЫЕ.
Инструменты, носящие несколько, я бы сказал, шаржированную культуральность.
Гитара (ср. гитана) - первоначально исп., цыг., в дальнейшем - указатель на городской романс вообще. После рок-н-ролла указывает на ВИА, рок-группу, авторскую песню.
Мандолина - ни то, ни се, щель (см.) между гитарой и балалайкой. Символизирует "утонченность" и "изЪячность" в контексте, оную не предполагающем.
Арфа - как и флейта - символизирует предельную одухотворенность, не допускающую ощупывание (см.) в качестве инструмента познания.

ЩУКАРЬ.
Дедушка. Персонаж "Поднятой целины". История, как дед варил куриц, а у них оказались когти, "вестимо, крылушко", "дорогие гражданы и старушки"... Санчо Панса "советской литературы".

ЩЕДРОВИЦКИЙ.
Старший: ГеПе, младший: ПеГе. Имя старшего связано с Московсим методологическим кружком, младшего - по большей части со Школой культурной политики. исследовали мышление как "мыследеятельность" и в этом качестве выступают ярчайшими представителями "инженерии человеческих душ" - особенно в части исследований культуры и политики. Строго говоря, исследования ГП и ПГ - это именно "инженерно-психологические" методологии, которые так или иначе должны были сориентироваться на политику; показывают, насколько невменяемой может оказаться попытка инженерного подхода к человеческой природе (она совершенно не учитывает иррациональность, равно присущую человеческому мышлению). Впрочем, "кризис рациональности" достаточно больно бьет и по социологии, и по психологии, а методология ГП, ПГ и их последователей все-таки дает какой-никакой инструменарий.

ЩЕДРОСТЬ.
Форма расточительного бескорыстия (в целях личной наживы).
Выражается в пределе формулой "твое - твое, мое - тоже твое" и обостряет до крайности вопрос о собственности. Выступает важной составной частью гендерных стереотипов, способствует получению нематериальных выгод в виде "хорошего отношения". Далее "хорошее отношение" выступает условием получения материальных выгод. В этом смысле формирует моральный императив: высшую ценность имеют ценности нематериальные - ибо они и только они свидетельствуют о наличии сугубо "человеческого".

ЩУПАТЬ.
Метод: познать можно только то, что дано в непосредственном ощущении. Только данное таким образом воспринимается как факт и подлежит обсуждению. В более тонких формах "пощупать" означает "измерить", представив объект познания как сугубо материальный. Метод "щупа" противопоставлен методам, допускающим существование нематериальных объектов (например, мысли, любых теоретических абстракций) как фактов. В научной практике, как правило, не допускается принципиальное смешение описанных методов; более того, допускаются версии, "притягивающие" методы одного рода к фактам другого (например, что мысль можно измерить). Во вненаучной действительности оба метода вполне сосуществуют, например, в эстетике или семейной жизни.

В

ВИННИ-ПУХ
Радость для детей и взрослых. Постоянный объект иронической психоаналитики ("входит и выходит", "я нашел твой хвост" и т.п). Постоянный источник анекдотов. Вот к примеру...
Идут себе Винни и Пятачок. Вдруг Пух ка-ак добанет Пятачка по уху!
- Винни, Винни, ты чего?!
- Чего-чего... Идешь, молчишь... думаешь про меня черт знает что...

Нескончаемый источник метафор человеческого поведения (напр. "иавские настроения") или поразительных по точности описаний ("Сова некоторое время раздумывала, не спихнуть ли Кролика с ветки, но потом решила, что это всегда успеется"). Растащили (с удовольствием) на цитаты ("а что, разве еще что-то осталось?", "кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!"). Обожают лигвисты... Как в оригинале, так и... в общем, спасибочки Борису Заходеру и особенно мультику! (подпись Кролик ©)

ВИТГЕНШТЕЙН
Знакомство с Божественным Людвигом (как его назвал В.Руднев) началось с 7-го постулата "Логико-философского трактата": "О чем невозможно говорить, о том следует молчать". Потом было обнаружено "1.21. Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное останется тем же самым". Однако подозрения в дзен-буддизме внезапно и навсегда оказались снятыми фразой из записных книжек: "Есть ли мысль род опыта?"

ВЛАСТЬ
Сочетание ответственности и полномочий. Вообще ответственность без полномочий невозможна; избыток ответственности означает зависимость (в пределе - рабство); избыток полномочий означает диктат (вплоть до тоталитарных схем). Проблема соотношения ответственности и полномочий - проблема стратегии воспитания: как научения детей обходиться без родителей. Ср. например, "ты жаришь на ужин картошку" - "ты делаешь ужин" - "ужин за тобой": в первом случае полномочия ограничиваются тем, как изжарить, во втором - полномочия выбора что приготовить, в третьем - полномочия на выбор формы и места ужина (дома, в кафе и т.п). Вопрос о власти связан с вопросом контроля, т.е. управляемости - контроль возможен только на уровне метода.

ВООБРАЖАЕМОЕ
Нечто, странным и подозрительными образом недействительное. Не то чтобы не сущее, и не то чтобы небытие... Нечто уже не возможное, но еще (уже?!) не действительное. Ну воистину, мысль: мы уже смогли ее помыслить, но действительно ли она была? Как опровергнуть? Какова процедура верификации, проверки того, что только что помыслено - да нет, не только помыслено, но безоговорочно принято как уже прожитое? Есть ли воображение род игры? И вообще, при чем тут "образ"? (ср. "воспоминяния")

ВРЕМЯ.
[8:56] Обычно ссылаются на Августина: когда не спрашивают, я знаю, что это такое, но спросите - и я уже не знаю (с точностью до смысла). [9:23] Связано понятийно с "вечностью"; а также, эсхатологически, с предельной точкой существования (ср. у О.Мессиана "Квартет на конец времени"). Также понятийно "век" (наш век) для обозначения разрывов в осознании событий. Вообще связано с событийностю.[11:52] Время начинается, когда возникает конечная точка ("мама, я тоже умру?") [12:08] конечная точка (terminus) также прорастает в "термине" - "время" есть термин в самом прямом смысле. (12:30 а еще говорят, что убивает именно последняя минута.) Время дробно (в соответствии с масштабом конечной точки): для эпох, культур и цивилизаций - тысячеление, для человека - год, все остальное производно.[12:13] [12:28] Гм, Кэррол: "а ты никогда не разговаривала со временем?" (20:59 А еще то, что время - текучее, но никогда точно не скажешь, когда закончилось утро и начался день). [14:33] "...ибо время, столкнувшист с памятью, узнает о своем бесправии..."©

ВАЛЬС.
Один из любимейших танцев; сам танцую очень "крючковато", но смотреть люблю, и писать вальсы тоже. Особенно медленные и немножко сентиментальные... Может, и их как-нибудь станцуют.
Диджей, поставьте Штрауса!

ВЕРНОСТЬ
Между прочим, "верность" определяется через понятие "измена" и без этого понятия не существует. Верность, если имеет какое-то отношение к вере, то лишь с позиции очевидца. Очевидец свидетельствует произошедшее на его глазах, точно так же верность можно лишь засвидетельствовать как отсутствие измены. Быть верным - означает не совершать определенного рода поступков, которые будут сочтены - определенным же человеком - "изменой". Верным можно именно быть - верности как таковой не существует; говоря о верности, всегда имеется в виду человек, который не совершает (или не совершал) определенные поступки. А чем, собственно, определяется, какой поступок означает измену? Да какой угодно: верность - понятие конвенциональное, работает в достаточно индивидуальных и специфических границах.

ВОСПОМИНАНИЯ
"Декард: Вы помните себя, когда вам было шесть лет? Вы проникли с братом в пустой дом через подвальное окно. Вы собирались поиграть в доктора. Он показал вам свой... а когда подошла ваша очередь, вы испугались и убежали, помните это? Вы кому-нибудь рассказывали об этом? Вашей матери? Тиреллу? Кому-нибудь? Вы помните паука, который жил в кусте возле вашего окна? Оранжевое тело, зелёные лапки? Наблюдали, как он плетёт паутину всё лето? А затем в паутине появилось огромное яйцо. Из яйца вылупились...
Рашель: Из яйца вылупились...
Декард:...сотни паучат.
Рашель: И они сожрали свою мать.
Декард: Импланты. Это не ваши воспоминания. Это чьи-то другие воспоминания. Это воспоминания племянницы Тирелла... Ладно, плохая шутка...."
(BladeRunner)
То, что я помню: я ли это помню, мои ли это воспоминания? Это на самом деле было? Как странно, я это помню, но нет ощущения, что это мое. Как бы и не я вспоминает. Кстати вспомнился Кельвин, который в "Солярис" встретился со своей памятью. Или это были ложные воспоминания? Как будто увидел сон, проснулся, а сон остался - как часть "моей истории" - или истории Кельвина?
Декарт (кстати, в Bladerunner'e ДекарД, хм.) во 2-й медитации о первой философии: "Но пока я еще недостаточно хорошо понимаю что я есмь – я, в силу необходимости существующий; далее, я должен остерегаться неразумно принять за существующее вместо себя нечто иное и таким образом отклониться даже от представления, утверждаемого мной в качестве наидостовернейшего и самого очевидного".
А что у нас есть, собственно, кроме памяти?

Х

ХЕР - как с него не начать!
Из уже упомянутого "Д.С.П. Материалы к Русскому словарю общественно-политического языка ХХ века, М. 2003, с 575-578)
"Хуй. Хер. Слово из трех букв (стар. рус., матерное) Мужской половой орган. Слово, выложенное 13-ю художниками группы ЭТИ [своими телами] на Красной площади в Москве 18 апреля 1991 года в целях десакрализации этого гиперсемантизированного пространства. В советском обиходе термин традиционно возбуждался в устном просторечии в связи со всяким новым обществнно-политическим феноменом; является словесным выражением предельного снижения и/или осмеяния.... Подобно пизде, обладает широчайшей общественнополитической валентностью, обеспеченной привилегией исключительной изустности (или абсолютно анонимности культуры граффити). Часто употребляется по контрасту с расхожими идеологемами и любыми культурно перегруженными паремиями, вызывая отвращение (часто смешанное со смехом) у одних и смех (часто смешанный с отвращением) у других носителей языка. Отношение к матерой речи, т.е.в сущности, к основному словарному фонду матерщины - к словам хуй, пизда и ебать, - раскалывает носителей русского языка на два непримиримых лагеря".
От себя добавлю, что употребление мата придает контексту избыточность; с другой стороны, мат - неотъемлемая сущность любого заговора и таким образом, имеет в культуре "полуснятую" магическую функцию.

ХАКЕР
Привычка прятать дневник от родителей породила первого хакера. Ведь хранить информацию – почти как закапывать продукты – кто-то обнаружит, и раскопает, и утащит, и съест! А мы закопаем еще раз в другом месте! Сохраним текст гениального романа на дискете! Распечатаем в другом месте, нет, не распечатаем, переформатируем. Это будет уже не *.doc, a *.pdf!!
Хакер, допустим, лезет куда нельзя, из чистого любопытства. А те, к кому он лезет, уже наняли другого хакера (тоже из чистого любопытства) и ждут, что из всего этого получится. Залезет – не залезет, украдет - не украдет. А и украдет, невелика беда. Текст-то уже переформатирован! А у него такого редактора нету… Беееее…..
Любопытный факт: форма становится самоцелью. Малая форма – удобно удержать целиком в одном экране не прокручивая. Крупная – удобно: нет огромных кип бумаги. И надо всем этими витает легкий ненавязчивый стёб. Лень писать; лучше будем форматировать. Это сюда, это эдак… красиво! Текст в лучших традициях превращается в цитатник; неточность цитаты – в этом особый шик и шарм!
Ирония при записи на компьютере превращается в стёб, просто потому что существуют… вирусы. Главная задача вируса – изменить формат. Сломать формат. Сломать ощущение управляемости форматом! – вы на самом деле ничем и ни хрена не управляете! Дудки!!! Дать вам по башке, в конце концов, чтобы вы вскочили из мягкого кресла и начали думать!
...на то и хакер, чтобы юзер не дремал.

ХАЛА
45 г. дрожжей, две с четвертью чашки теплой воды, 1 столовая ложка соли, полчашки сахарного песка, примерно треть чашки масла, 4 взбитых яйца, 9 чашек муки. 10 минут разводим дрожжи в воде. Добавляем соль, сахар, масло, яйца. Перемешиваем. Добавляем 3 чашки муки, мешаем, еще 3 чашки, мешаем, еще три, мешаем. Если нужно, добавляем еще малость. Месим до мягкости плюс еще 7 минут. Кладем в промасленный сосуд и на полтора часа в теплое место. Ждем пока тесто не удвоится в размере. Кулаками мнем. Сооружаем халу, кладем на смазанный маслом противень - и снова ждем, пока не удвоится в размере. Сверху яичный желток, печь примерно полчаса на 170-200 градусах.

ХАРИЗМА - от греч. "благословение".
Вот такого, уже осыпанного благодатью, ждут писатели, художники, драматурги, чтобы он повел их к Новой драме, Новой поэзии или Новому роману. Не дождавшись, идут туда сами. И часто жалуются, что харизматичности деятелям искусства не хватает, а те, мол, кто харизматичен - уже "продались системе".

ХАБАНЕРА
Испанский танец. Знаком многим по "Кармен" Бизе. Но вот не далее как месяц назад один, с позволения сказать, балетмейстер обозвал хабанеру "полечкой". Не пробовали танцевать вальс под 4/4? Так это куда занятнее!

ХИБАРКА (дач., син.: халупа, летняя кухня)
Строение, точно показывающее функцию данного садового участка: огород или дача.
Символ собственности, хозяйственности, и главное - свободы (что хочу, то и строю, что хочу, то и делаю). Важное достижение советской, затем и российской экономики. Помимо того, способно на вегетационный период смягчить жилищную проблему в городах.

ХАЛЯВА
Дармовщина. Оборотная сторона и непременная составная часть щедрости (см.)
В сущности, требующие щедрости ждут халяву. Щедрый человек раздает халявные вещи, от него именно этого и ждут. Он не дарит, а раздает. И знающие это "халявщики" берут, что дадено, ибо затем и дается. Они знают, зачем это делается, потому что это самое точно совпадает с их главной целью, а именно известно-куда сесть и известно-что съесть.
В обиходе лица, коим удается данный пируэт, называются "ловкими".

ХАРАССМЕНТ (сексуальный)
Проще говоря, сексуальное домогательство. Излюбленный термин американского феминизма.
Согласно базовой концепции радикального харассмента, женщина домогаться не может, провоцировать не может, а любое - не только тело - но и слово - а то и мыследвижение мужчины в ее сторону есть харассмент. Видимо, издержки фрейдизма - уж чересчур глубоко они вытеснили соцдарвинизм. определения sexual harrasment (в оригинале)

ХОРОШО
Оценка - 4 по пятибалльной шкале.
Мой Мастер употреблял следующую систему оценок (приведу, уж очень хороша).
Знает и понимает - 5.
Не знает, но понимает - 4.
Не знает и не понимает - 3.
Знает, но не понимает - оставшиеся цифры.

Хорхе Луис Борхес - "Компас"
Мир - лишь наречье, на котором Он
или Оно со времени Адама
ведет сумбурный перечены, куда мы
зачем-то включены. В него внесен
Рим, Карфаген, и ты, и я, и сон
моих непостижимых будней, драма
быть случаем, загадкой, криптограммой
и карою, постигшей Вавилон.
Но за словами - то, что внесловесно.
Я понял тягу к этой тьме безвестной
по синей стрелке, что устремлена
к последней, неизведанной границе
часами из кошмара или птицей,
что держит путь, не выходя из сна.

[наверх]


[25.11.06]
Госконтрацепция

20-го ноября в Госдуму был внесен законопроект (код 364057-4) "О внесении изменения в часть 1 статьи 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Текст изменений очень короткий: "Каждая женщина, не состоящая в зарегистрированном браке, имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. В зарегистрированном браке искусственное прерывание беременности проводится при взаимном согласии супругов. Искусственное прерывание беременности проводится при взаимном согласии супругов при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и при взаимном согласии супругов - независимо от срока беременности".

На данный момент ст.36 ч.1 выглядит так: "Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности".

Итак, изменения два. Женщин поделили на замужних и незамужних, причем замужним решать вопрос о материнстве самостоятельно не придется. Требуется согласие супруга, причем, коль скоро это прописано в законе, то согласие доказуемое, а следовательно, письменное или засвидетельствованное. Спрашивается, зачем это понадобилось, если судя по статистике, количество абортов стабильно падает (с 1991 года по 2003 - почти в 2,5 раза), кстати и Зурабов это подтверждает. Среди всех абортов первую беременность прерывает около 10%, однако около 60% прерывающих состоят в браке и уже имеют детей. Вот тут, кажется, собака порылась: если признать, что тут сильно попахивает "усилением власти мужа в семье" (фактически идет речь о разрешении/запрещении, которое дает муж на рождение), то налицо попытка возврата к домостроевской традиции. А институт брака и так трещит по всем швам. По крайней мере, брак как условие зачатия уже необязателен ("число первенцев, родившихся менее чем через 9 месяцев после заключения брака, то есть зачатых до его заключения, составляет 53% родившихся в браке первенцев"). Брак и семья - уже явным образом разные понятия.

В этом же направлении - один нюанс... все эти запрещения имеют смысл, если муж и отец ребенка - один и тот же человек. В этом смысле интересны исследования Р.Бейкера, о которых писала "Независимая": "С помощью современных методов генной инженерии они исследовали 5 тысяч замужних англичанок в возрасте от 30 до 40 лет. Каково же было потрясение английских джентльменов, когда после обработки собранного материала выяснилось, что 11% детей этих женщин (каждый девятый ребенок!) не принадлежит законному отцу. Мало того: в большинстве случаев сами матери об этом и не подозревали". А вот еще: в эфире "Свободы" прозвучало, что "от 18 до 25% состоящих в браке допускают внебрачную связь", а сколько ей пользуется (к примеру, "Вырастай-ка" - от 20 до 60% мужчин и от 30 до 50% женщин; по данным И.Кона, в 1992-м иметь, помимо мужа (жены), любовника (любовницу) сочли нормальным, допустимым 23% россиян).

Гм.
Кстати говоря... 2/3 разводов совершаются по инициативе женщин, фактор супружеской неверности значим в 12-15% случаев развода.

[наверх]


CC (BY-SA) А.Крамер, 2006