Проект MUZA | Дневники
Ходили на "Баядерку"...


[16.12.07]

Ффу: никаких "танцев живота" и прочего contemporary не было (с них бы сталось). Похоже, наша премьера - калька со спектакля Мариинки, о котором хорошо и подробно писал Вадим Гаевский.

Чем показался спектакль интересным. Во-первых, европейская музыка и хореография в индийском антураже. Как следствие, то, что я бы назвал "дежанризацией" - вальс звучит, а выглядит как не вальс, там еще полонез был, и даже канкан какой-то, а полек в разных вариантах, а еще "лирический марш"... Во-вторых, первый акт - с драматургией, во втором - дивертисмент, третий вообще понять невозможно, но это не важно затравка с конфликтом дана, а дальше - красивая музыка и всяческая платика. Главное - вовремя остановиться. Надо сказать, что порезав третий акт и сразу выкинув героя из "Теней" (которые воспринимались как второй и очень затянутый дивертисмент) в катастрофу, создатели несколько перестарались. Однако это может быть ценным: пусть будут узнаваемые завязка, перелом и катастрофа - а между ними трава не расти. В-третьих. К вопросу о литературных первоисточниках (драма Калидасы "Сакунтала" и баллада В. Гете "Бог и баядерка"): берем оттуда страсти (по две-три крайности на каждую), на каждую крайность пишем отдельную сцену плюс одну сцену, где крайности смешиваются. Все это на лейтмотивах, желательно таких, где танцевальную мелодию можно спеть. Четвертое: перед катастрофой желательно ввести что-то психопатологическое, в крайнем случае психоделическое (как в свое время сделали глюковского "Орфея", там Элизиум - глюки обкурившегося Орфея, даром что полспектакля по сцене с переносным телевизором култыхался). Свидетельствую: катастрофа и развязка при неожиданном выходе из делирия... внушает.

А вообще было так, живенько, бодренько. В эстетике купеческого ресторана с цыганами.

Соль такой эстетики для классического балета. Первое действие: драматургическое, события, театр в общем. Второе действие: дивертисмент, а по сути, антракт: в нем заняты второстепенные герои, исполнителям же главных партий надо дать время накатить в буфете с гусарами, драгунами и "золотой молодежью" коньячку и шампанского. В принципе, в полчаса можно уложиться, не нажираясь. Третье действие - господа офицеры возвращаются в зал и, неспешно лакируя коньячок шампанским, лицезрят в полевые (а господа статские - в театральные) бинокли ножки примадонн.

Такой подход в целом согласуется с модой приезжать в театр ко второму действию: одни направляются сразу в буфет, другие - в зал, коль скоро выдается возможность спокойно (без "дорогих гостей") посмотреть искусство.

Вот... а первое действие - единственное, что отличает балет от кафешантана, ибо порядок действий сохраняется по сей день в неприкосносенности.

Copyright © А.Крамер, 2007