Проект MUZA | Дневники
Системная логика АП: версия


[26.09.05]

0. Начиная анализ, мы не знаем, что делает АП ("авторская песня") в культуре. Предмет интереса: те правила, которые определяют функцию АП и ее "культурную цель".

1. границы изменчивости жанра: на стыке с АП (бардовской) находятся рок, шансон, дворовая песня, псевдофолк, рэп, эстрада, джаз.

2. характерные инструменты. Для сольной версии - акустическая гитара, голос, фортепиано, перкуссия, губная гармошка; для ансамблевой - акустические гитары, флейта, скрипка, губная гармошка, перкуссия, голоса, контрабас, аккордеон. Границы изменчивости: синтезатор, бас-балалайка; пила, коса в роли мелодического инструмента; гусли как замена гитары. За пределом - предметы быта в качестве инструментов (аттракцион, цирк), симфонический оркестр и академические ансамбли, хор a capella.

3. смыслопорождение: характер звучания в целом, характер интонирования, слова (текст).

4. первая ассоциация с "бардовским" контекстом песни: туризм, путешествия и связанные с этим профессии. В связи с этим принципиальный вопрос: по каким признакам отличить "песню геолога" от "песни о геологе". Определяющим оказывается сюжетная линия: она изнутри ситуации ("песня-о") или извне ("песня-про"). Все сюжеты "про" - драматические. Или про человека в экстремальной ситуации, или в сюжете есть конфликт. Все прочие - "о".

5. Берем песню "про" (или "о") и соображаем, что нужно в ней изменить, чтобы уйти на границу изменчивости жанра. Вот чтобы получился, скажем, рэп. Выясняется: главное - ритм в сопровождении и пении + безэмоциональность. Для джаза определяющим становится свинг плюс импровизация голосом или инструментом. Для рока - плотный звук в электрическом спектре плюс характерные "трагические" интонации; доведя трагизм до истерики, получим шансон, убрав плотность и истеричность, получим дворовую. Для выхода в псевдофолк: добавить вокальный ансамбль, характерный открытый звук (манера пения), инструмент характерного колорита. Примешав к псевдофолку свинг, получим блюз.

6. Меняя манеру пения, игру тембром голоса и экспрессивность в течении одной песни, получим "актерскую версию" *песня-про* по умолчанию. В любой песне присутствуют и "о", и "про", вплоть до конфликта между музыкой и стихами.

7. Подозрение: попадая в "ап-тусовку" неофиты на уровне ожидания - ждут "песни-про", получают "песню-о".

Copyright © А.Крамер, 2005