Проект MUZA | Дневники
О среднем возрасте и выше среднего


[09.09.07]

навеяно вот этой дискуссией в ЖЖ. Особенно: "Эта группа [мужчины, 40-50 лет], которой социальный стереотип даже в праве на получение психологической помощи, отказывает".

Насколько я понимаю, социальная функция психологии - создание социальных стереотипов и их поддержание на поведенческом уровне. При всех киваниях на личность и "клиентцентрированность"; в конечном итоге психолог занимается "заморочками в отношениях", и ищет как правило индивидуальные решения в рамках стереотипной социальной приемлемости поведения. А границы приемлемости определяются степенью социальной воспроизводимости такого поведения. Ан масс, что называется...

Что там у нас с возрастными стереотипами?

"«Город Солнца» – это город будущего. Его жителями станут молодые, успешные и динамичные люди, уже достигшие определенных результатов в жизни, но все самое интересное еще ждет их впереди, и они готовы добиваться поставленных целей".

"Рок-фестиваль "Продвижение" демонстрирует решительную региональную маркетинговую политику и ориентиры брэнда "Клинское" на своих основных потребителей - молодых душой, успешных, динамичных людей, любящих и умеющих весело проводить время".

"...точного адресного обращения к индивидуальному сознанию человека, желающего себя идентифицировать как представителя определенной социальной группы - молодых, динамичных, перспективных, успешных, востребованных".

Хм-м...
А если раскрутить с другого конца?

Рождаемость падает, население стареет, (и в целом, и по ожидаемой продолжительности жизни). Причем это характерно не только для России.

К тому же "...заработная плата монотонно повышается вплоть до 27 лет... на протяжении трех последующих десятилетий она меняется незначительно... Это означает, что лишь в самые ранние годы увеличение трудового опыта обеспечивает быстрый рост оплаты; его дальнейшее накопление не приносит сколько-нибудь значительной экономической отдачи". (Демоскоп)

Что имеем в общем виде? Две ключевые для патерналистской соцполитики группы социума: пенсионеры (кого кормят) и молодые (кто кормит). При этом нагрузка на "молодых-и-кормящих" постоянно растет (не только с учетом проекта по повышению рождаемости, но и с учетом колоссального износа коммунальной и прочей инфраструктуры, которые держатся за счет налогов).

Фактически перед молодым человеком стоит задача - до 27 лет набрать такой уровень экономической эффективности, чтобы не только хватило на себя-сейчас, но и на "прокормить", "отремонтировать", запастись на свою пенсию" (ибо вполне возможно, что некому будет тебя в твою пенсию кормить). Собственно, идеология яппи порождает требование (социальный стереотип) сверхэффективности, оборотной стороной которого становятся "сверхстрессы", "синдром хронической усталости" и "синдром лузера" (неудачника).

Кроме того, яппи плюс патернализм, знаете ли... ядовитое сочетание.

"История российского общества предполагает идею патернализма, как проявления сильной государственной власти. Это на уровне нашей бытовой религиозности заложено" (А. Чаусов).

"В отличие от бюрократической организации западного предприятия, отличающейся жесткостью закрепления функциональных обязанностей, формализацией взаимоотношений внутри фирмы, на советских предприятиях устанавливалась организация труда, основанная на взаимном замещении работников в напряженных ситуациях и коллективной ответственности за результаты работы, предполагающей добровольное возложение работником на себя дополнительных обязанностей. Сети персонифицированных взаимоотношений и неформальных торгов позволяли оперативно решать возникающие производственные проблемы. Они как раз и отличали патерналистские отношения советских предприятий от японского корпоративного патернализма. Вместо обмена долгосрочными обязательствами на них устанавливалась система текущих неформальных торгов, поддерживаемая нормами локального доверия и эмпатии, имевших существенно меньшую по сравнению с японскими предприятиями сферу действия. В 1990-е годы патернализм на российских предприятиях, безусловно, существенно изменился. Если раньше он был встроен в систему государственного патернализма, то впоследствии произошла его эмансипация. Высока живучесть корпоративного патернализма, на наш взгляд, объясняется его функциональной ролью. Сеть персонифицированных взаимоотношений и неформальных торгов работников и работодателей в производственном процессе по-прежнему остается важнейшим механизмом решения производственных проблем" (М.В.Курбатова, К вопросу о патернализме).

"Цикличность российского развития предполагает неизменность ряда существенных параметров, устойчиво воспроизводящихся после очередного пароксизма либерализации и реформ. Среди них - самодержавный характер власти, неустойчивое разделение власти и собственности, преобладание государственного патернализма и так далее. <...> Более того, подобно реформам, в данной системе контрреформы также выполняют определенную эволюционную задачу. Контрреформы - следствие реформ, они продолжают модернизацию, но односторонне и неорганично, зачастую путем нового закрепощения общества, формирования мобилизационной системы хозяйствования и всемерного усиления государственного вмешательства в приватную сферу" (В.Лапкин, В.Пантин).

А вот размышления о трех вариантах патернализма в связи с грядущими в декабре выборами... Такой вот коктейль Гераклита с Парменидом: "все течет, ничего не меняется".

А что же психология?
А психология занимается проблемами самооценки. Разумеется, в разных жанрах, но весьма-таки в русле "социальных приемлемостей", включая неполноценности, ага...

А вот на E-xecutive обсуждение под заголовком "Россия страна лузеров???" оказалось закрытым "в связи с тем, что участники Сообщества переходят на личности и некорректно ведут себя по отношению друг к другу". Вот, например:

" - Я понял, что наша страсть к креативу и различного рода озарениям не более чем скрытая форма психологической неполноценности, мы готовы рисковать просто за красивую идею с непредсказуемым результатом только что бы доказать себе и другим, что мы не лузеры".
- "Я не совсем понял вы меня хамом назвали или лузером. Я - украинец".
- "есть иная версия описаных сложностей. "Мания величия", "народ богоносец", " мы европу спасли по очереди от татар, Наполеона, Гитлера и так.. по мелоча".
- "А Англичане не колонизовали земли, а несли просветительскую миссию тем кто ее просил".
- "В русском менталитете глубочайшим образом укоренено фундаментальное ощущение конечности земных благ. Нам очень трудно представить себе создание ценности "из ничего". Размер пирога не меняется, если у кого-то прибыло - значит обязательно у кого-то убыло. Тут и корень всех наших революций..."
- "А шестидесятников надо уже в гетто закрывать. Они продолжают бороться с государством, строем и страной, которых нет лет уже 15 как. И мОзги разным там СПСникам загаживают".
- "Одной самооценки мало. Человеку - любому - нужны элементарные и нормальные человеческие условия, чтобы проявиться. Самооценка ВЫСОКАЯ Ходорковскому, например, не слишком-то помогла. Понимаете, о чем я"....

Гм... средний возраст аудитории E-xecutive - 25-35 лет. Преобладающие отрасли - консалтинг, ИТ, товары повседневного спроса...

Copyright © А.Крамер, 2007