Проект MUZA | Дневники
Эстетика между оргазмом и обломом


[02.02.10]

Очень нужна классика в рэп или рок-обработке!!! Или в какой другой современной эффектной обработке! Для шоу - чтобы действительно "ах"
(из ЖЖ-сообщества ru_classical).

Человек с записной книжкой. Женщина, которая издает такие уродливые и жалкие звуки, не имеет права сидеть нигде... вообще не имеет права жить! Вспомните, что вы - человеческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи, что ваш родной язык - это язык Шекспира, Мильтона и Библии! И перестаньте квохтать, как осипшая курица.
Цветочница (совершенно обалдевшая, не решаясь поднять голову, смотрит на него исподлобья, со смешанным выражением изумления и испуга). У-у-ааааа-у!!

(Б.Шоу, Пигмалион).

На самом деле "ах" - это "вау" (wow), а Элиза издает другой звук: "Ah-ah-ah-ow-ow-oo!", а когда находит деньги (казалось бы, самое место этому wow, но фиг!) - Ah-ow-ooh! Aaah-ow-ooh! Aaaaaah-ow-ooh! Aasaaaaaaaaah-ow-ooh!!! Это примерно как "я-ху-у-у!!". Вау по сравнению с Яху-у кажется несколько более чопорным, что ли? Несомненно, полковник. О чем бишь я? Об эстетике спецэффектов "высокого адреналинового градуса" - или, скажем так, о том, что шоу должно иметь "тонизирующий эффект". Вау! Не ожидали?! Противоположность "вау" - "упс-с" (oopsss). В принципе можно говорить о "вау" и "упс" (оргазм и облом) как полюсах "адреналиновой эстетики", главным достоинством которой можно счесть почти полное снятие второй сигнальной системы. В рамках этой эстетики сигнальными (и смыслонесущими) единицами становятся междометия, от эротических "ахов и вслипов" (введены в широкое обращение в 1987 году М.Джексоном в альбоме "Bad") до нецензурных выражений (популярных в начале 2000-х в verbatim-драматургии). В рамках этой эстетики сверхидеями становятся инстинкты (если вообще можно говорить о каких-либо идеях, которые можно выразить междометиями), а средствами их реализации - спецэффекты "прямого физиологического резонанса" (инфразвук в саундтреках, "резонансная" танцевальная метроритмика, суггестивные светоэффекты) - короче говоря, "дать в морду, не прикасаясь к лицу". А иначе никак: чтобы зритель хотя бы заметил, зрителю надо дать в морду - он же все время на взводе, и дать в морду - это в точности как способ обеспечить катарсис при истерике, мм?

Средства "прямого резонанса" наводят на вполне очевидную мысль: эстетика оргазма-облома подспудно формирует у зрителя эмоциональные реакции по модели "биполярного аффективного расстройства" (ранее известного как "маниакально-депрессивный психоз") - оргазм для находящихся в манниакальной стадии, облом для находящихся в депрессивной. И наоборот: облом для оргазма, "тонизирование и драйв" для депрессии. Эстетика в роли психиатра, м-да уж.

По ходу дела цитата: "Нейропсихические расстройства занимают после сердечно-сосудистых заболеваний второе место в списке основных причин бремени болезней. На них приходится 19,5% всех DALYs или лет жизни, скорректированных с учетом нетрудоспособности (индекс DALYs используется для измерения бремени болезней). Они также являются причиной свыше 40% случаев хронических болезней <...> В государствах - членах Европейского союза расходы, связанные с проблемами психического здоровья, составляют, согласно оценкам, 3–4% валового национального продукта. Во многих странах в 35–45% случаев невыхода на работу это связано с психическими проблемами" (Европейская конференция ВОЗ по охране психического здоровья, Хельсинки, январь 2005). Другие подробности - в отчете об этой концеренции.

Copyright ©А.Крамер, 2010