Доклад, прочитанный 9 ноября 2021 в рамках секции "Культурология образования"
V-го культурологического конгресса. [тезисы доклада в pdf] По разным опросам разного времени (за последние лет 20) от 15 до 85% студентов (в разных опросах разного времени) сообщают, что используют шпаргалки (от "всегда" до "иногда") или считают списывание и шпаргалки допустимыми. А некоторые исследователи так и вовсе считают ее частью студенческой, а тои академической, культуры. Дальше я попробую, опираясь частично на логику теорию практик, частично на логику акторно-сетевой теории, поразбираться в том, что делает шпаргалку культурным объектом и как она как этот самый объект существует в академической культуре высшего образования… 1. О шпаргалке как таковой Шпаргалка нейтральна. Это документ с текстом или картинками. Нужный для того, чтобы в нужный момент точно вспомнить какую-то информацию, имеющую отношение к точному знанию или подробностям алгоритмов действий. Причем вспомнить скрытно (т.е создать у других иллюзию припоминания) - задача сдать ее невидимой моментально делает шпаргалку и частью инженерной культуры [1].
Шпаргалка применительно к высшему образованию, возникает в ситуации экзамена или зачета. Что важно: решение сделать шпаргалку и решение ее использовать - разные и о разном. 2. О неустранимости шпаргалки Как показал Джеймс Лэнг [2], шпаргалка неустранима в четырех случаях.
(1) Когда формальная успеваемость превыше всего.
При таких раскладах при высоком риске "завала" шпаргалка работает альтернативой с наименьшей возможной потерей. И тогда студент (решая изготовить шпаргалку) впадает в классическое избегание рисков, переоценивая вероятность получения хотя бы тройки и недооценивая куда большую вероятность того, что поймают.
Потери, по Д.Канеману, вообще воспринимаются субъективно тяжелее, чем выигрыши - и вот это "неприятие потери", - если поймают со шпаргалкой - можно у студента искусственно усилить, объявив шпаргалку проявлением недобросовестности, обмана и даже мошенничества. Но тут на самом деле вопрос выигрыша - за какой ресурс конкурируют студенты. Когда ресурса нет или он неочевиден - студент не понимает, ради чего все это нужно учить и знать. И не то чтобы он рискует сломаться в сумме "непоняток", но это непонимание -- существенный компонент кризиса 2-го курса. 3. Память как проблема "Знать" в педагогической парадигме еще со средних веков значит прежде всего "помнить". Корни этого в современном изводе растут из "когнитивной таксономии" Б.Блума с коллегами (1956) и далее, в поздней версии этой таксономии (Д.Кратволь, Л.Андерсон и др., 2001). Часто действительно надо помнить много и точно, а не "с точностью до смысла". И это "много" становится проблемой, если педагог сам не подсказывает студентам возможные способы "переупаковки" и сжатия информации. Конспекты, раздатки, методички, выжимки, вот все это. Но и в этом случае студенту все равно желательно понимать, зачем все это надо крепко запоминать и быстро вспоминать. А это значит, что нужны своего рода "спойлеры" того, как эти заученные знания будут работать дальше, на следующих курсах.
Ну ок, пойдем дальше; допустим, студент все понимает и приходит на экзамен. И даже отвечает. 4. Проблема "тройки" или минимального знания, достойного положительной оценки. Помнится, математики в одном университете придумали оценку "ладно", равную числу "е" (2,72), - она округляется до "тройки" при наличии хотя бы минимальной мотивации к знанию.
Проблема в том, что критерии объема знаний, минимально необходимого для положительной оценки, невозможно сделать абсолютными и однозначными, - тогда экзамен превратится в тест.
Начиная с 1970-х, с этой вероятностью регулярно пытаются бороться (снижать), вводя "независимых арбитров" на экзамене - это принцип "наказания третьей стороной",- тогда нарушители правил экзамена наказываются арбитром [3]. Списывание со шпаргалок отслеживается по движениям рук, ног и глаз [4], что вполне может делать и искусственный интеллект в роли "арбитра". Потому что, помимо воспроизводства профессионального знания, экзамен работает и на воспроизводство академической корпорации. 5. Большая пересборка Еще раз: шпаргалка неизбежна для педагога, если нет связи между знаниями в одном курсе и знаниями в других. Когда студент "сдал и забыл". Когда даже после экзамена не остается никакого точного знания. Тонкость в том, что, с точки зрения теории игр, экзамен - последовательная игра с нулевой суммой, в которой выигрыш обучаемого - любая "положительная" оценка; выигрыш педагога - только "отрицательная" оценка. При том, что оценку ставит только педагог.
Еще раз: когда педагог ставит студенту положительную оценку, он проигрывает. Это инициация. Сумма таких инициаций - в подразумеваемом академической парадигмой "переходе количества в качество", когда студент внезапно начинает думать и действовать уже не как ученик, а как "младший коллега". 6. Воспроизводство шпаргалки. Шпаргалка полезна. Потому что это артефакт, вокруг которого возможен предметный и конкретный разговор. Шпаргалка - это доказательство, это улика состояния курса -- вот то, как эти шпаргалки сделаны, как там упаковано и переупаковано знание. Насколько курс объемный и сложный, чего не хватает. Фокус в том, что переупаковка уже показывает понимание. С поправками на точное знание, но все это проверяется. На экзамене знание и понимание почти всегда можно проверить.
А сам экзамен неустраним, это обязательная часть "академической культуры".
Так что "шпора" - вещь нужная и полезная со всех сторон. Еще раз, она нейтральна. 7. Шпаргалка как "достояние" Шпаргалка существует уже очень долгое время как часть школярской и академических традиций, и в этом смысле она уже по факту обычай и навык, достойные закрепления как "нематериальное культурное наследие", в терминологии Конвенции ЮНЕСКО 2003 года (к которой Россия так пока не присоединилась).
Ведь то и дело создаются "музеи шпаргалок". Неофициальные, по большей части.
Но вот вопрос: возможен ли музей изобретательства. Музей не артефактов, но практик.
Тут ведь важно понимать, когда в современных программах нужны старые знания, старые методики - если они все еще эффективны. Но это уже другая тема.
CC (BY-SA) А.Крамер, 2021
|