Опубликовано в: Клаузура,№4,2012 (часть I) - №5,2012 (часть II).
1. Давно было.
Все началось с того, что в тексте рецензии обнаружилось слово "синкопа". Прижав его на распечатке пальцем, редактор вкрадчиво попросил в двух словах разъяснить. Выслушав объяснение, все еще придерживая пальцем непонятное слово, каким-то скрежещущим шепотом поинтересовался: И карьера моя в солидной газете торопливо скончалась, толком не начавшись. Следующие полгода я старательно убивал в себе специалиста с "верхним" музыкальным образованием. Следующий кадр этой истории: снова редакторский кабинет, на сей раз Главного; он громогласен и на восклицательных знаках припечатывает текст ладонью: - Это - не журналистский текст! Это художественная литература! Что ты тут метафоры разводишь?! Не знаешь как писать, так я тебе объясню! Твое дело - событие! Важное! Чем оно важное. Что там было, кто там был, где и когда. И запомни раз и навсегда: одна главная мысль на статью! Одна и только одна!..
К слову сказать, цитата. "Любой опытный редактор обычно считает сотрудничество чисто музыкального критика совершенно ненужным для газеты и во всех отношениях заменимым работой рядового журналиста без специального уклона; поэтому музыкальный критик, статьи которого нравятся подписчикам, привыкшим лишь к занимательному чтению, обычно вызывает в среде собратьев-журналистов подозрение как самозванец, а у редактора это подозрение превращается в уверенность". Вот как на духу: все так и есть. 2. Что я вам скажу: музыкальной журналистики на самом деле нет - это миф. Есть музыкальная критика. Впрочем, есть и художественная, архитектурная, литературная критика. А есть журналистика. Тут, на самом деле, разница простая: критика - она о произведении искусства. Журналистика - о людях, создателях или слушателях, зрителях… О событиях, где в центре внимания как раз люди. Это просто. Сложности начинаются потом. Дело в том, что произведением, скажем, искусства живописи, будет картина. Архитектуры - строение. Эти произведения законченные, готовые, в том смысле, что они и сегодня, и через год - практически те же самые. Произведение музыкальное - это некий эмоциональный сгусток впечатлений; сама же музыка следов не оставляет, вот она есть - и вот ее нет. Концерт, даваемый одним и тем же исполнителем, из одних и тех же произведений, будет всякий раз другим. О картине можно рассказать и посоветовать: сходи, посмотри; картина все еще будет все той же самой. С музыкой такой фокус не пройдет. Рассказ о музыке, которая будет звучать - это рассказ о музыке, которой еще нет. Рассказ об отзвучавшей музыке - это рассказ о том, чего уже нет. И, возможно, не было никогда. Музыка существует, только когда звучит. В концерте ли. С пластинки, компакт-диска, mp3-плеера. Может сложиться даже впечатление, что эти самые пластинки, диски и файлы - то самое произведение, и что в кои-то веки музыкальная критика сблизилась с художественной, но… Мало кого интересует произведение искусства как таковое. Интересует, или может вызвать интерес - человеческое измерение. Вот то самое впечатление, которое и есть цель и соль любого искусства. Впечатление. И человеческий опыт, который за этим впечатлением стоит. Причем - личный опыт. От первого лица. Поймать, чем именно впечатлился, что именно разочаровало, и, что самое трудное - докопаться до причин этого. 3.
Недавно музыкальное и околомузыкальное сообщество бурно обсуждало премьеру "Руслана" в свежеоткрытом Большом театре. Частенько не стесняясь в выражениях. Отличная, подумалось мне, тема, эти статьи и обсуждения. Очень человеческая.
Что удивило? Позиция "руки прочь!", явственно звучавшая как бы не в половине случаев. Руки прочь от Глинки! Руки прочь от Большого театра! Так нельзя! Потому что, оказывается, есть такие вещи, которые "наше всё". Символы, которые вне иерархий. Ну понятно ведь, что есть театры, где ты можешь делать все что хочешь, а попав в другие - ни-ни. Пока, так сказать, не дорастешь. Это нормально, это стимул зарабатывать себе статус в профессиональном сообществе. На то конкурсы, фестивали, призы и премии. И, казалось бы, достиг человек. Приглашен в театр высшей, так сказать, статусности. И тут выясняется, что в глазах "широкой публики" этот театр вообще вне всяких иерархий. Точнее говоря, все профессиональные иерархии побоку. Есть театр, а есть Большой театр. И извольте надеть фрак, и будьте добры, перчатки, перчатки, говорю, а то руки ваши не того-с.
Все рассуждения профессионалов или сколько-нибудь разбирающихся в предмете о мере бережности режиссера в отношении произведения (оперы Глинки) с одной стороны… на самом деле десятки страниц анализа "трех драматургий театра" (действия, сценографии и музыки), - а с другой стороны: нельзя так! А как можно? Так как это делали "столпы" (список фамилий прилагается). Но сейчас время другое, театр другой… И очень примечательное в ответ: я хочу Глинку, а не буйные фантазии этого, вашего… Пусть будет в этой сумасшедшей стране хоть один театр, в котором будет хоть что-то неприкосновенное. Интересная тема. Богатая. 4. Вот по странной цепочке ассоциаций, немножко философии вдогонку. Философ и историк искусства Сьюзен Бак-Моррс, выступая в 2002 году в Museo Carrillo Gil, в Мехико, рассказывала о странном сдвиге, который наблюдается в подходе к самой сути творческих профессий.
Вот смотрите, два вроде бы одинаковых утверждения.
Казалось бы, одно и то же, ан нет. Причем сказанное касается очень и очень многого в современных (и уж точно в так называемом "актуальном") искусствах. Не только визуально-пластических. Любых. И сдвиг этот порождает ситуацию, когда становится несущественным разговор непосредственно о произведении, о концерте, о выставке… В центре оказывается, чтоб ее, "идентичность". И в таких раскладах особую важность приобретает не предмет разговора, а соответствующий идентичности этой язык. И тут начинается кошмар. Композитор осваивает философско-кураторский пиджин (а как это еще назвать?!) и выдает на-гора… не ответ на вопрос "что это я делаю" (ибо нефиг морочить голову расширенными divisi альтов в пятой цифре), а ответ на вопрос "а что это вы услышите". Даже нет. Композитор объясняет, какие смыслы должен по идее осознать приобщающийся. А журналист, берущий у него интервью, старается соответствовать. И вопросы задает соответствующими словами. Как сейчас помню, обомлел, когда на пресс-конференции джазовой звезды одна ушлая журналистка выдала: - Но ведь не просто же вы делаете в скэте граул на парикмахерской гармонии! Герой дня был прожженный такой, олдовый, опытный. Отвечать не стал, но так посмотрел! И взял такую паузу, что кто-то начал аплодировать. 5. Как бы то ни было, но - слово за слово, получается какой-никакой текст. А всякие ненужные материи остаются совсем за пределами "журналистской оптики". Например, что считать талантом и почему. Например, насколько консерваторское образование дает композитора, а насколько сочинителя. Что это такое, владение техникой ремесла. Можно ли говорить о ремесле в рок-музыке? А в поп-музыке? И еще многое другое, интуитивно понятное, но все-таки это нужно проговаривать. По идее. И вот тут нужен такой непростой и (увы) крайне невостребованный талант популяризатора. Просветители нам не нужны. Тут ведь как. Есть, конечно, издания, в которых постоянно сотрудничают критики. Даже специализированные колонки им отводят (все те же живопись, архитектура, музыка, литература). Но увы, гораздо чаще критикой занимаются журналисты из отдела культуры. По мере собственного понимания и разделения (кто-то старается про кино, кто-то про театр и музыку). Ну и несколько узких специалистов-внештатников "на подхвате". Ну так вот, это даже не теорема: в таких изданиях, если уже опубликован анонс (особенно если проплаченный), с большой вероятностью рецензия напечатана не будет.
Беда с этими анонсами. Есть например, такая форма как оплаты - бартером, билетами для редакции. Может, кто придет. Может, даже тот, кто способен грамотно написать.
- А, простите, зачем они нужны, рецензии эти? Что, просто так, из любви к искусству? Если напишет, добавим, и если опубликуют. Конечно, когда событие важное ("приехал Жрец!") то и анонс будет, и интервью, и репортаж с толикой критики. Тут ведь на самом деле играет не то, что написано, а - кто обратил свое просвещенное внимание и где благоволили придать этому вниманию характер "сообщения для всеобщего сведения". Впрочем, чаще всего исполнитель эти писульки, уж простите великодушно, не читает. У него, извините, плотный график. Дал концерт, и уже уехал. А там, когда еще импресарио соберет отзывы, выделит из них вменяемые, отфильтрует, покажет. 6.
Впрочем, это все разговор о внутренней кухне. Просто для справки. Посещение мероприятий, так или иначе освещающихся в рецензиях и т.п. - это все социологи относят к так называемому "свободному времени". Так вот, в 2007-м ответили "хожу в театр, в кино, на выставки, концерты, в клубы" - 4% опрошенных (Россияне о своем свободном времени, ФОМ, июнь 2007). В ноябре прошлого года "посещение концертов" отметили 4% москвичей и 5% питерцев; театру досталось соответственно 7 и 8 процентов (Свободное время двух столиц, ВЦИОМ). Декабрь 2012-го: билеты на концерт или в театр сочли желанным новогодним подарком по 4% россиян (ВЦИОМ, Итоги года). Исследования бюджетов этого самого "свободного времени", проводившегося в США, показало, что только 2% недельного свободного времени суммарно тратится на хобби и всякие развлечения, в которые включены концерты, театры и прочие искусства (The increase in leisure inequality, 1965-2005, опубликовано в 2009).
Мало. Везде - мало. Моих студентов на курсе музжурналистики простой вопрос "а откуда берется цена билета" вверг в самый натуральный ступор. После недельного (!) размышления начинающие коллеги выдали две основные версии:
- Ну как, они же видят, сколько другие назначают. Вот столько же. И озадачен был я. Сильно. 7.
Под занавес, три загадки, которые я сегодня загадал бы тем студентам.
Загадка первая.
Загадка вторая.
Загадка третья. 8.
Итак, отгадки. Почему в одном и том же московском концертном зале разница цен между дорогими и дешевыми билетами на концерт Deep Purple - 8500 рублей, а на Nazareth - 13700? Я бы начал с того, что речь идет о разнице цен. И допустил бы в порядке рабочей гипотезы, что речь идет не о ценах как таковых, а о ценности события. Ведь цена билета - это, прежде всего, цена допуска, цена входа, которую я готов (вот она, ценность) заплатить. И таких как я, много. И не таких как я, - кто готов заплатить больше или меньше, - тоже много. Это, так сказать, с одной стороны рампы. С другой - расходы организаторов, и прежде всего, гонорары. Теперь берем карандаш. Пусть в зале 1000 мест. Пусть организаторам надо получить на кассе 1 500 000 рублей. Можно просто уравнять - все билеты по 1500 рублей. Но места посредине 1-го, 10-го и 32-го ряда…Вот именно, неравные они: лучше или хуже видно, слышно… неважно, на самом деле чем. Следовательно, делим билеты на "классы". И лучшие места у нас будут по 15000, но их будет немного. Худшие пусть по… ну скажем, 1300. Классы билетов у нас будут соответствовать статусам, понятно. Вопрос на самом деле, оказывается про то, сколько классов - статусов билетов в эту разницу уместились. Три, пять, десять? Это важно: это о представлениях организаторов о том, что называется "социальная плотность аудитории" - равная ценность события для людей с разным уровнем достатка.
Притормозим пока. Здесь, возможно, отгадка в том, что Владимир Спиваков - Президент ММДМ. А Юрий Башмет - не знаю, каковы были бы цены на его концерт в родных ему Ростове-на-Дону или Львове. Повторяю, возможно. Здесь загадка на самом деле о степени участия "звезды" в делах той или иной концертной организации. Взять, к примеру, такую ситуацию: допустим, "музыкальная звезда" приехала на гастроли в родной город. Можно ли сказать, что правильно будет "подарить" в финансовом смысле этот концерт горожанам?
Кому как. Н-да.
Здесь как бы снова про разницу, но посмотрите: 5 евро - это те же 200 рублей. Нижняя граница одинаковая. Разница по верхней границе - 1400 рублей. Почему, вот где вопрос. Задумавшись, выясняем, что с музик-директором Гевандхауза контракт подписывает муниципалитет Лейпцига. Несколько огрубляя, оба зала - обе организации, если угодно, - муниципальные. И я не исключаю, что реальная "верхняя" граница цен для питерской филармонии - как раз те самые 2080 рублей или 52 евро. Только государство и спонсоры доплачивают эту самую разницу. Спрашивается, какое это отношение имеет к музыкальной журналистике.
К ней самой - может, и никакого. А вот к двум развесистым мифам о ней - непосредственное. К тому же, эти мифы гуляют в среде самих журналистов… Первый - миф "о востребованности" музыкальной журналистики. Второй - "об особой специфике" работы музыкального журналиста. 9. Вот взять миф "о востребованности". При внимательном рассмотрении можно обнаружить, что состоит он из двух почти сросшихся друг с другом частей.
Часть первая: Миф о "потребности аудитории" в музжурналистике.
Вот да, кому что нужно. Кому и по каким потребностям. Это всё. Заметьте, никаких "любителей музыки". И никакого "просветительства".
Почему - а про то часть вторая: миф о "влиянии" музыкальной журналистики.
Просто события другие. И конкуренция другая. 10.
Теперь - о какой-то "особой специфике" работы музыкального журналиста. Первая - о необходимости музыкального образования и вообще какой-то "особой специализации". Это, если честно, полная ерунда. Музыкант, особенно с "верхним" образованием - чаще всего хороший критик, но плохой журналист. Профи с хорошо подвешенным языком рано или поздно уходят лекторами в филармонии, в науку, в "толстые журналы", в конце концов, в пиар-службы театров, филармоний, тех же концертных организаций. Есть такая штука: "экспертное мнение".
И вот тут мы плавно переходим ко второй части этого мифа - о какой-то особой "компетентности" музыкального журналиста. На самом деле, есть три пункта, равные или неравные по весу - но они определяют эту самую "компетентность", что называется, "всюду и везде". Во-первых: знает ли журналист о том, о чем пишет. Тонкий, по сути, момент: бывает так, что журналист знает, о чем пишет, но не понимает этого. А бывает, что понимает, но точно не знает (и автор этих строк не исключение из правила). Тут главное вот в чем: точно знать надо какие-то ключевые для каждого случая вещи… Во-вторых: владеет ли автор техникой ремесла. Скажем так: журналист в принципе не обязан владеть ремеслом критика, но критику ремеслом журналиста как минимум желательно владеть. Все-таки, как сказал кто-то из великих, "аплодисменты вписываются в партитуру". И наконец, третье: обладает ли автор статусом, достаточным для того, чтобы выносить оценки. Это такая, на самом деле, вещь… статус эксперта. Часть "символического капитала" СМИ, в котором журналист работает. И обязан журналист "держать марку" - если сам не эксперт, прикройся экспертным мнением. Обязательно. Ладно, об этом в следующий раз, а сейчас - опять загадка.
Вот удивительная вещь: за все время существования отечественной музыкальной журналистики об акустике залов, о том, насколько выбор зала отвечает художественным качествам концерта, - писали очень и очень редко. 11. А действительно, давайте поразмышляем.
Музыкальная журналистика у нас существует с того времени, когда концерты стали, как сейчас говорят, фактом публичной жизни. Последняя четверть XVIII века. На самом деле - начало века XIX-го, когда музыкальная критика вошла и прочно окопалась в "толстых журналах". Пусть это будет условно 1800 год - первый узел нашей истории.
Второй исторический узел завязался ближе к середине XIX столетия, когда начали бурно развиваться железные дороги. В России в 1838 году открыта железная дорога от Петербурга до Павловска, где был знаменитый концертный Вокзал. Но для верности запишем себе 1851 год, это открытие Николаевской железной дороги. Да просто все на самом деле. Поначалу (это первый узел) не писали, потому что каждый зал был уникален, а потому и незачем сравнивать. Потом (второй узел) появились залы с относительно постоянными концертами, но концертов с предсказуемой программой не было. Вот послушал симфонию Моцарта в столичном Благородном собрании, узнал совершенно случайно, что Бильзе собирается эту же симфонию в Московском Благородном собрании давать, приехал в Москву, а тут тебе никакого Моцарта, бал-маскарад какой-то… Или попал на Моцарта, а оркестр-то другой. И поди разбери, дрянной звук потому что зал плох или потому что оркестр другой и отчаянно фальшивит. В общем, как-то не до акустики, о которой более-менее научные представления - это никак не раньше двухтомника лорда Рэлея 1870 года. А дальше - больше. Радио - не только, еще и грампластинки! Зачем куда-то ходить или ездить. Купил пластинку, поставил на патефон и сравниваешь… Одну с другой. Определенно по-разному оркестр звучит. Определенно. Впрочем, не более того. Пристойные записи с "дыханием зала" - это конец 1970-х, цифровая звукозапись, 1979 год - первый компакт-диск. Вот так: или ты путешествуешь и своими ушами сравниваешь, как одно и то же у одних и тех же звучит в разных залах, или пишешь исключительно о том, какие приятные люди собрались в этом зале, насколько грандиозно (или скучно) все это было; сколько вызовов, сколько букетов, сколько упавших в обморок дам. Это всяко лучше, потому что, бывает, приехал, а пианист не в духе, и играет вроде бы ту же программу, но… зал-то тут при чем?! А вот когда есть у журналиста компакт-диск с правильной концертной записью, вот тут уже есть что сравнивать. Так сказать, исполнение эталонное, можно и прислушаться. И написать: да, Иван Иваныч играл почти как Горовиц, вот его бы, да в Карнеги-холл! Только вот у нас, понимаете, ДК-имени-памяти-не-помню-кого, сами знаете с какой акустикой. Привычный ужас и кошмар. Но звукооператору - твердая "четверка с плюсом" и медаль за доблесть и мужество. Только вот осадок, как в том анекдоте, остался: потраченное напрасно время. Потраченные на билет деньги - это компакт-диск с той же музыкой, но в заведомо лучшем исполнении. Благо, их есть, дисков. Компакт-диск - это эталонное исполнение в эталонном зале. Или подчеркнуто не-эталонное, "живое" исполнение в подчеркнуто не-эталонном зале. Что, по сути, одно и то же. А в студии можно смоделировать вообще какую угодно акустику. Выходит, что зал с его акустикой - не при делах. Совсем. Незачем о ней писать, об этой акустике, потому что звукорежиссер вылезет из шкуры, но подзвучит. А в студии вообще запишут по-другому. Вот поэтому, кстати говоря, музыкальные критики ни слова не пишут о проектах новых концертных залов. Это вообще про архитектуру. Но ведь для музыканта важно не только хорошо сделать музыку технически и создать "художественный образ" - для него важно, чтобы все это нужным образом звучало. Вот в чем дело. А для того, чтобы услышать, соответствует ли звучание художественному замыслу - для этого нужен хорошо тренированный музыкальный слух. Понимаете, не образование, не знания (хотя и они - надо знать, куда слушать), - но хорошо и разнообразно разработанный слуховой опыт. Умение не только слушать, но и слышать. 12. Первый месяц занятий на спецкурсе музжурналистики у нас был полностью посвящен внимательному слушанию. Сначала - того, что звучит вокруг каждого. Потом - что звучит вокруг, и что звучит в голове. С хронометрически точной фиксацией. Сутки внимательного слушания оказались для студентов четвертого курса факультета журналистики почти пыткой. Потому что вдруг обнаружилось, что слуховая нагрузка, которая каждый день обрушивается на человека - чудовищна. Причем две трети звуков вокруг невозможно выключить! Звуки вовне и внутри смешиваются в невообразимый шум, который невозможно заглушить, - его можно только перекричать: сунуть в уши динамики плеера и включить что позабойнее на полную катушку.
А когда становится тихо вокруг, становится легче, но ненадолго. 13.
Музыкант знает цену тишины, ибо только из тишины может возникнуть музыка. И вот еще что.
Музыка - это не про смысл. Музыку не думают, ее чувствуют. У меня - так. У вас - скорее всего, по-другому, и это правильно.
И чтобы передать это странное чувство, нужен еще один талант. Понимаете, я не хочу сказать, что надо писать материал о концерте в стихах, упаси Создатель. Нет, совсем нет… Есть такое простое правило: в журналистском материале должна быть только одна главная мысль. В материале музыкального журналиста, если он пишет о музыке, должен быть только один главный образ. И этот образ должен быть именно поэтическим. Подчеркну красным карандашом - когда журналист пишет о музыке. О том, что звучало, о том, что прозвучит, - потому что музыка существует только в звучании. Все остальное - немножко о другом. Вот только бы услышать.
Copyright © Клаузура, А.Крамер, 2012
|