Вот перед нами стихи. Ровные строчки текста. Можно ли глядя на него, сказать, как оно будет прочитано? Ну например, что артист А прочитает его за 1 минуту 38 секунд, а другой артист - за 1 минуту 8 секунд? Или, к примеру, из пяти энжабеманов, данных в тексте, один артист сделает четыре, а другой - только один? Или что двое выделят нагруженное смыслом слово в конце строки с обоих сторон (до и после), а третий - только паузой "до", плавно уйдя после в энжабеман? Или что один артист почти пропоет слова "на манер колыбельной", а другой нет, причем оба будут иметь на то веские теоретические основания... И та же в точности история с исполнением музыки. Зафиксированное в нотном тексте оказывается лишь стержнем, на который нанизывается все то, что составляет суть исполнения, причем разброс интерпретаций поражает воображение. И уж совсем головоломные сложности возникают при анализе театрального спектакля, прежде всего потому, что спектакль существует только в исполнении; строго говоря, адекватной партитуры спектакля не существует. Что анализировать? И как? Хорошо, когда есть текст, слова или ноты партитуры. Можно текст проанализировать: создать правдоподобную модель и наложить ее на текст; однако полученные в результате абстрактные теоретические структуры вообще могут не иметь отношения к тому, как это произведение исполнялось или будет исполнено. Проблема соотношения текста и исполнения не нова, и ее центральная часть состоит в том, что текст зачастую не имеет никакого (или чрезвычайно косвенное) отношение к существованию произведения. Музыка существует только в звуке. Поэзия существует только в чтении, причем это относится к любому тексту: он существует только в исполнении, акустическом или в форме "внутренней речи". И в этом - центр проблемы: анализируя текст, мы не анализируем связь текста с исполнением - прежде всего потому, что по разным причинам не можем представить исполнение как текст. Фокус в том, что в анализируемом исполнении должна быть зафиксирована сущность происходящего, причем так, чтобы в зафиксированном исполнении могла быть обнаружена размерность (или применена применена некая мера), которую можно соотнести тем или иным способом к размерности текста. И тут возникает вторая проблема. В музыке так или иначе присутствуют немузыкальные элементы (та же "программность", к примеру), не говоря уже о моментах импровизации или принципиально нефиксируемых при нынешней системе нотации моментах (при применении магнитной ленты или компьютерного синтеза). Поэт вносит в текст стиха принципиально "непоэтические" моменты (та же "заумь" или sound-поэзия) или фиксирует стихи принципиально "непоэтическим" способом (визуальная поэзия). Исполнение смыкается с текстом. Исполнение подменяет текст. Текст в привычном понимании становится невозможен, особенно это касается синтетических жанров, таких как например "поэзия с музыкой" (или "поэтический театр"). Тем не менее можно воспользоваться для анализа уже достаточно развитыми и доступными технологиями звукозаписи и компьютерной обработки звука[1]. Все эти соображения важны, потому что я собираюсь проследить возможности анализа такого музыкально-литературно-сценического жанра как чтение стихов с музыкой (этим "поэтическим театром" я как композитор занимаюсь уже более 10 лет).
Итак, что я собираюсь сделать. Вкратце, у этого "композиторского анализа" три стадии. Первые две направлены на выяснение "ритмоинтонационной драматургии": как можно связать исполнение стихотворения с текстом и что из этого можно извлечь; что можно обнаружить, анализируя аудиозапись исполнения музыки. И третья стадия, синтетическая: исходя из выловленной драматургии - какие есть возможности для синтеза. Но для начала - краткая "экскурсия". 1.
2. Пусть перед нами файл: исполнение стиха. Как подобраться к его анализу? Что имеем. Первое и самое главное: текст можно сравнивать только с текстом. Или, для данного случая - зафиксированное с зафиксированным. При этом, как для поэтического текста, так и для звукозаписи единой размерностью является метроритмическая протяженность. В первом случае - ориентированная на стопу или слог (или иную метрическую единицу), во втором - на "единицу акустического события" (а именно, на архитектонику соотношения пауз и звучностей во времени). Как цезура (пауза) для поэтического текста является основной членящей единицей, так не-звучание (цезуры, паузы) являются основой членения заукозаписи, взятой как текст[3]. Таким образом мы можем выявить прежде всего формообразующие паузы (паузы конца раздела, строфы, строки, цезуры) с поправками на энжабеманы. То есть выяснить структуру звучания-не-звучания, то что называется "логикой формы" (или структурной логикой чтения[4]). Второй важный момент: анализ звуковысотности, интонационная картина чтения, выявление эмоциональной логики. Совмещение этих двух анализов[5] в принципе позволяют выявить что хотим: логику драматургии, доступную для использования уже в композиторской (или компиляторской) задаче. Итак, рассмотрим логику авторского чтения стихотворения "Ниоткуда с любовью..." И.Бродского
3. Переходим к музыке. Ее выбор во многом определился метафорой "фантазии с фугой", возникшей при подходе к анализу стихотвтрения. И почудилось, что именно c-moll-ный цикл 1-го тома "Хорошо темперированного клавира" (и в особенности прелюдия) - это наиболее подходящая к стихотворению музыка. Во-первых, равномерность моторики у Баха кажется вполне гармоничной к интонационной и ритмической равномерности Бродского. Во-вторых, по неожиданному adagio в прелюдии, которое (по риторике "полет ангелов"[6]) почти точно соответствует "поэтическому распеву" И.Бродского. Здесь, похоже, следует сделать небольшое примечание: невозможно как-либо однозначно обозначить причину возникновения или выбора той или иной метафоры. В этом одновременно и прелесть, и проклятие попыток постичь интуитивные, чувственные или иные иррациональные моменты не только художественного творчества, но и творчества как такового. Это глубокая философская проблема, которую мы сейчас лишь обозначим и перейдем непосредственно к исполнению баховской музыки. Итак, есть три исполнения с-moll-ного цикла: Г.Гульда, С.Рихтера (оба на фортепиано) и Г.Леонхардта (клавесин). Смотрим аудиограммы их исполнений (рис. 6). Сугубо личное восприятие не соотносит звучание клавесина со звучанием голоса Бродского, тем не менее, посмотрим на формальные признаки. Что нужно? Прежде всего, нужна пауза между частями цикла. Это уже отбрасывает клавесинное исполнение. Остаются Гульд или Рихтер. Кто из них? Сравним (рис. 7). Сразу бросается в глаза, что Рихтер играет эту прелюдию в полтора раза быстрее. При этом длина исполнения (1:19) оказывается близкой 59 секундам исполнения И.Бродского. Далее: четкий динамический рельеф рихтеровского исполнения. Равномерная моторика. Посмотрим повнимательнее: где и как С.Рихтер строит границы формы, рис.8 [mp3, 930k]. Четко выделяется отграничение на 46-й секунде, соответствующее 25-му такту прелюдии (смена фактуры, см рис. 9, зеленая скобка). При этом вся линия до 25 такта строится как двойная волна. Первая ее фаза: 1-14 такты (14 такт поворотный, переход из параллельной тональности через мажорную субдоминанту к расширенному кадансу, и D9, рис.9, в синей рамке). Вторая фактически начинается с 18-19 тактов, там интересный бросок скрытого голосоведения из верхнего голоса в середину фактуры и затем обратно, маркирующий смену движения этого голоса с нисходящего на восходящий (см. рис.9, голосоведение выделено красным). Далее: 25-27 такты (звучность сохраняется, при гармоническом нагнетании D9 - t - ум. вв) - нагнетание presto 28-33 такты. Четкая граница первой фазы adagio (34 такт). Эта первая фаза adagio - песенно-речитативная. Плюс к тому, по В.Носиной, эта речитация символически может быть трактована как "полет ангелов", что сближает ее с внезапным "взлетом перспективы" в стихотворении (от подушки - к бескрайнему морю; этот прием - кинематографический монтаж разных планов - вообще характерен для Бродского, особенно в "Большой элегии Джону Донну"). Вот мы и нашли как минимум одну точку соотнесения драматургий чтения стихотворения и исполнения музыки. Причем точку, смыслово оправданную. 4. Итак, возникает уже техническое решение: совместить распев голоса с распевом первой фазы adagio. Совмещаем, рис. 10, [mp3, 930k] И получаем еще один презанятный эффект. Голос Бродского вступает в середине 6-го такта прелюдии, после утверждения тональности (т.1-4), в момент сдвига от VI ступени через DD к минорной доминанте, т.е. начало текста совпадает с началом гармонического развития. Чтение завершается точно в момент начала коды allegro 35-го такта прелюдии. Возможно, это не только совпадение.
[1] На сегодня к подобным анализам проявляют наибольшой интерес филология и когнитивная поэтика, начиная от работ М.Эпштейна и фундаментальной монографии Reuven Tsur (Poetic rhythm: structure and performance; an empirical study in cognitive poetics -Berne, 1988). [обратно в текст] Copyright © А.Крамер, 2005-2008
|