MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
ПСИХОТЕРАПИЯ: "болевые точки"

Впервые термин "психотерапия" введен в конце XIX в. Д. Тьюком. В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на тело" одна из глав так и названа: "Психотерапия". Общеупотребительным термин становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза.

В настоящее время известно и практически используется около 400 разновидностей психотерапии для взрослых и около 200 - для детей и подростков. Описано около 300 психологических синдромов.

В 1952 году Х.Айзенк заявил, что 67% пациентов, страдающих эмоциональными нарушениями, выздоравливают через два года без всякого лечения[1]. Это утверждение не только спровоцировало волну опровержений, но и попутно вызвало волну размышлений о сущности психотерапии, пик которой пришелся на наши дни.

Прежде всего, обнаружились чисто практические недоразумения. С одной стороны, психотерапия стала частью медицинской системы, и следовательно, оперирует естественнонаучными предпосылками эмпирического знания. С другой стороны - результаты эмпирических исследований противоречивы и сильнейшим образом зависят от субъективной убежденности исследователей в истинности их моделей[2]. Как следствие этого противоречия, с точки зрения научной парадигмы, психологическое и психотерапевтическое знание (если оно не опирается на достоверные эмпирические факты) бездоказательно и ненаучно. Выяснилось также, что, имея дело с "психическими процессами", психологи, психотерапевты и психиатры чрезвычайно по-разному представляют себе сущность "психического".

Суммируя накопившиеся противоречия, можно выделить как минимум четыре основные "болевые точки", оказавшиеся в основании психотерапии.

1. В который раз всплыл вопрос о не сводимости человека к "биосоциальной" модели: за последние почти сто лет никому не удалось обнаружить достоверной связки биологического и социального. Это наиболее ярко видно в той "загадке из загадок" (как в философии, так в науке), которой остается "механизм скачка от довербального уровня мозговых процессов к вербальному уровню сознательных процессов"[3]. Остается открытым вопрос, что послужило толчком к возникновению сознания - биология и/или культура, и если "и", то как.

Как следствие, поскольку так или иначе, психология и психотерапия - познавательные процедуры, - неизбежным оказался резкий всплеск интереса к практикам "иррационального знания"[4] - в формах арт-терапии, телесноориентированных подходов; к моделям "личной мифологии", трансперсональным и иным методикам "расширения сознания"[5], методикам, ориентированным на "архетипические" модели[6]. Эти практики имеют в своей основе либо сильнейший эстетический компонент, либо сводятся к ситуации веры[7] (так, распространена, в частности, точка зрения, что в современной атеистической культуре психотерапия взяла на себя социальные функции религиозного толка).

2. Вновь обострилась проблема целостности человека. На уровне медицинском психосоматика введена в МКБ-10 кодом F45 "соматоформное расстройство"; психологический компонент любой болезни - также блоками F54 "Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках" и F59 "Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами, неуточненные". В этой связи под вопрос поставлено само понимание не только термина "здоровье", но и всех базовых терминов "психических и психобиологических наук о человеке". В самом деле, что значит "быть здоровым", достоверно не известно никому, и уж тем более теоретической медицине, которая не имеет "достаточных методологических средств в описании системной целостности человеческого существования…"[8] Попутно вновь поднята тема о различиях болезни соматической и психической, а также о сути так называемых "пограничных состояний".

"В медицинской практике выделяется соматическая патология, усиленная расстройствами соматопсихической сферы: приступы нестабильной стенокардии, острый инфаркт миокарда, гипертонический криз, тяжелый приступ бронхиальной астмы, астматический статус, обострение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, протекающие с витальным страхом и тревогой. Психосоматические заболевания в традиционном "узком" понимании этого термина - это ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, некоторые эндокринные заболевания (гипертиреоз, диабет), нейродермит и ряд других (в том числе аллергических) заболеваний.

Выделяется ряд личностных профилей, предрасполагающих к возникновению конкретного психосоматического заболевания. Личностям типа А, относящимся к группе риска по коронарной болезни ("коронарная личность"), свойственны нетерпеливость, беспокойство, агрессивность, стремление к успеху, ускоренному темпу жизни и работы, сдержанность при внешних проявлениях эмоций. Преобладание компульсивных свойств (педантизм, мелочность, стремление к порядку, эмоциональная холодность, застенчивость и одновременно амбициозность) рассматривается в аспекте склонности к язвенной болезни ("язвенная личность"). Выделяется также "артритическая личность" и т. д."[9]

3. В который раз (со времен схоластов) поднят вопрос о природе реальности и, соответственно, об отсутствии достоверности рационального или иррационального знания о психике и человеке в целом, которое могло бы создать методологию в основе психотерапии. Фактически вопрос о реальности расщепляется на три вопроса: о доверии (методу ли, психотерапевту ли), о выразимости реальности опыта одного человека словами или иными знаками, понятными другому, и вопрос о локализации реальности (res - вещь, реальность вещественна). Так, например, клиента беспокоит красная роза. Но не столько роза, сколько краснота. Где эта краснота: в голове, на клумбе или на чашке психотерапевта? Или же все дело не в qualia (качествах), а в способе означивания, в словах? В возможности отделить свойство от предмета? Или в улыбке клиента, в его эмоциях и настроении? Другой пример: трансмодальные превращения в НЛП работают (при условии доверия клиента методу), но нет достоверного знания - почему. есть только разные модели.

4. И наконец, поднят вопрос о своеобразии функции, которую психотерапия выполняет в культуре, в частности, функция "поведенческого нормирования" в духе высказывания Фрейда о цели психотерапии "заменить чрезмерные мучения невротика нормальными страданиями повседневной жизни". Психотерапия зачастую рассматривается как своего рода "ритуальная игра" в клиента и психотерапевта. Два человека играют в игры "нужны ли мы себе" или "нормален ли я". При этом нужны ли и какова норма - оба не знают, но при этом один делает вид, что знает, как узнать, а второй играет в страстно желающего узнать это.

"Норма не имеет признаков. Это лишенная пространства точка между сумасшедшим и дураком"
(Ю.М.Лотман, "Культура и взрыв")

Другой важной функцией психотерапии в культуре является устранение чрезмерных разрывов в ценностной структуре субъективности, в том числе "экспертная оценка" совместимости индивидуальной субъективности и субъективности "коллективной". По сути, это попутно возникающая тема о свободе и связанных с ней личностных и социальных явлениях. В частности, из темы субъективной свободы личности вытекает весь комплекс знания о так называемых "пограничных" состояниях психики и границах предмета психотерапии и психиатрии.

"…определение душевной болезни для практических потребностей совершается по признакам социальным, а не медицинским"
(Э.Блейлер, "Руководство по психиатрии", 1921)

Описанные выше четыре рубрики суть границы поля, формирующего контекст "ситуации психотерапии" - не решенные проблемы и вопросы, пока остающиеся без ответов.


[1] Eysenk H. The effects of psychotherapy: an evoluation. Journal of consulting psychology, 1952, V. 16, P.319-324, цит. по Е.Ромек. Феноменологический метод и дилемма психиатрии: Бинсвангер и Гуссерль // Вопросы философии, 11, 2001, с. 80-92.
[2] См, например, М.И.Яновский. О классификации психологических теорий. // Психологический журнал, 2004, т. 25 №3, с. 103-106.
[3] Чрезвычайно рекомендую: Н.С.Юлина. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования. Ч.2 // Вопросы философии, №11 2004, с. 150-164.
[4] Подробнее о кризисе рациональной психологии - см. А.В.Юревич. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, №5- 2001, с. 3-18.
[5] см, например, В.В.Кучеренко и соавт. Измененные состояния сознания: психологический анализ. // Вопросы психологии, №3 1998, с. 70-77
[6] см., например, Е.Ю.Завершнева. Превращенные формы в теории архетипов К.Г.Юнга.// Вопросы психологии, №6 - 1999, с. 70-77
[7] См. работу В.Ильина "Православие и психотерапия" (опубликована на сайте http://hpsy.ru )
[8] Т.О.Бажутина. Пропедевтика философии и философские основания медицины, курс лекций, Новосибирск, 2001, с. 135.
[9] А.Б.Смулевич. "Психосоматические расстройства (клиника, терапия, организация медицинской помощи)" в журнале "Психиатрия и психофармакотерапия" - Том 2/N 2/2000.

Copyright © А.Крамер, 2005-2006