MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
«Психотерапия» - к сущностным основаниям

В 1952 году Х.Айзенк заявил, что 67% пациентов, страдающих эмоциональными нарушениями, выздоравливают через два года без всякого лечения[1]. Это утверждение не только спровоцировало волну опровержений, но и попутно вызвало волну размышлений о сущности психотерапии, пик которой пришелся на наши дни.

Прежде всего, обнаружились чисто практические недоразумения. С одной стороны, психотерапия стала частью медицинской системы, с другой - результаты эмпирических исследований противоречивы, и, следовательно, с точки зрения "научной" парадигмы бездоказательны; мало того, они сильнейшим образом зависят от субъективной убежденности исследователей в истинности их моделей[2]. Выяснилось также, что, имея дело с "психическими процессами", психологи, психотерапевты и психиатры чрезвычайно по-разному представляют себе сущность "психического". Здесь, по крайней мере в первом приближении, выяснились четыре "болевых точки".

1. В который раз всплыл вопрос о не сводимости человека к "биосоциальной" модели: за последние почти сто лет никому не удалось обнаружить достоверной связки биологического и социального. Это наиболее ярко видно в той "загадке из загадок" (как в философии, так в науке), которой остается "механизм скачка от довербального уровня мозговых процессов к вербальному уровню сознательных процессов"[3]. Остается открытым вопрос, что послужило толчком к возникновению сознания - биология и/или культура, и если "и", то как.

2. Вновь обострилась проблема целостности человека. На уровне медицинском психосоматика введена в МКБ-10 кодом F45 "соматоформное расстройство"; психологический компонент любой болезни - также блоками F54 "Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках" и F59 "Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами, неуточненные". В этой связи под вопрос поставлено само понимание термина "здоровье". Вообще что значит "быть здоровым", достоверно не известно никому, и уж тем более теоретической медицине, которая не имеет "достаточных методологических средств в описании системной целостности человеческого существования…"[4] Попутно вновь поднята тема о различиях болезни соматической и психической, а также о сути так называемых "пограничных состояний".

3. В который раз (со времен схоластов) поднят вопрос о природе реальности и, соответственно, об отсутствии достоверного рационального или иррационального знания о психике и человеке в целом, которое могло бы создать методологию в основе психотерапии. Фактически вопрос о реальности расщепляется на три вопроса: о доверии (методу ли, психотерапевту ли), о выразимости реальности опыта одного человека словами или иными знаками, понятными другому, и вопрос о локализации реальности (res - вещь, реальность вещественна). Так, например, клиента беспокоит красная роза. Но не столько роза, сколько краснота. Где эта краснота: в голове, на клумбе или на чашке психотерапевта? Или же все дело не в qualia (качествах), а в способе означивания, в словах? Или в улыбке клиента, в его эмоциях и настроении? Другой пример: трансмодальные превращения в НЛП работают (при условии доверия клиента методу), но нет достоверного знания - почему, есть только разные модели[5].

4. И наконец, поднят вопрос о своеобразии функции, которую психотерапия выполняет в культуре, в частности, функция "поведенческого нормирования"[6] в духе высказывания Фрейда о цели психотерапии "заменить чрезмерные мучения невротика нормальными страданиями повседневной жизни"[7]. Психотерапия зачастую рассматривается как своего рода "ритуальная игра" в клиента и психотерапевта. Два человека играют в игры "нужны ли мы себе" или "нормален ли я". При этом нужны ли и какова норма - оба не знают, но при этом один делает вид, что знает, как узнать, а второй играет в страстно желающего узнать это. Эти игры плавно переходят в игру "в Станиславского" - кто первый скажет "не верю". И обратно. И до бесконечности. В этой связи напомню слова Ю.Лотмана о том, что "норма не имеет признаков. Это лишенная пространства точка между сумасшедшим и дураком"[8] - по сути, это попутно возникающая тема о свободе и связанных с ней личностных и социальных явлениях.

Эти четыре рубрики по сути, точки разветвления: нерешенные проблемы и вопросы без ответов торчат из них во все стороны. Нам важно на первой фазе анализа очертить поле, формирующее контекст "ситуации психотерапии". Ясно видно, что ситуация понимается как целенаправленное социальное взаимодействие и как познавательный процесс. Эти два момента мы должны учитывать на последующих фазах анализа.

Фаза первая. Объем термина и границы семантических полей. Итак. Термин "психотерапия" - составной: психо + терапия.
Здесь есть несколько ракурсов.

А. "Терапия" - входит в смысловое поле "медицины" как часть оппозиции "хирургия \ терапия". Здесь в целом существенна следующая смысловая разница: хирургия связана с работой руками (cheir, рука + ergon, работа, греч.) и проникновением через границы человеческого тела, терапия же эту границу не нарушает.

Но вот врач (психиатр), который "уходит в психотерапию". Возникает законный вопрос о разграничении: в обоих случаях он будет заниматься душой (psyche), но, видимо, по-разному.

Для сколь-нибудь вменяемого разграничения нам придется разобраться в семантических полях психо-терапии, психо-логии и псих-иатрии. В терминах заложено то, что связано с душой: терапия (therapeia = забота, но therapion - проводник, инструктор путешественника), логос (познание), иатрия (iatria = врачевание, от iatros = врач[9]). Термины переплетаются, однако, мы ясно видим, что на два термина, отсылающих к определенному опыту, приходится один, четко выводящий на ситуацию познания, и вот тут возникает вопрос, может ли психо-логия оказаться общим основанием познания в опыте как заботы, так и врачевания?

Б. Первая часть трех терминов едина: psyche - душа, термин со времен Древней Греции выводящий на предельные основания бытия, на мифы о сотворении и круговороте жизни. Через Психею, как воплощение psyche мы имеем выход на poesis через причиннность особого рода (Аристотель) или на нормативность этики (у орфиков) или через платоновские "воспоминания"[10]. От корня psyche мы имеем важнейший термин "психика", как присущее Психее, psychikos (душевное, как свойство "вдувания" жизни).

Итак, мы на подступах к очень странному вопросу: что значит "знать" о душе? И если для меня это знание самоочевидно (формула "я знаю: у меня есть душа" фактически означает "я знаю, что я живой") - то как в принципе возможна такая самоочевидность? И коль скоро так, то знание о душе являет себя через эту самоочевидность, через особое состояние свидетельствования. Второй вопрос не менее странный: являет ли себя состояние свидетельствования как опыт?

Фаза вторая. Экспериментальная.

1. Если в Древней Греции был туризм, то инструктора туристов называли бы Therapion. Деятельная забота о подопечном (therapia) на маршруте вряд ли возможна без точного и досконального знания территории. В том числе знания примет и ориентиров; в том числе определенного опыта следопыта. В той же Древней Греции указатель на отсутствующее называли symbolon. Повернем ситуацию: если возможен "инструктор движения по территории души", то этот инструктор должен располагать определенным опытом как минимум, использования символов, обозначающих какие-то "душевные содержания". Допустим, что это так и есть; в таком случае мы будем иметь довольно развернутую метафору, в основании которой лежит опыт свидетельствования некоторых содержаний, явленных как означивание. Содержания эти со времен Древней Греции обозначаются как разграничение logos/eidos. Logos, как "внутри-смысловое становление сущности"[11] и Eidos, как целостный "смысловой слепок" сущности[12]. Фактически мы имеем дело со свидетельствованием данного как становящегося, мы представляем данное как длящееся, несвершенное, находящееся в движении, мы свидетельствуем ускользание. В этом смысле означивание ускользающего будет самой ситуацией свидетельствования.

2. Известен диалог, получившие название "иллокутивное[13] самоубийство":
- Ты жив?
- Нет.
Известен также диалог, который можно назвать "иллокутивным недоразумением":
- Ты спишь?
- Да.

Оба диалога характерны тем, что целью вопроса является факт ответа на него, но не содержание ответа[14]. Иными словами, ответ на вопрос равносилен свидетельству; формально - не несет содержания, кроме своего рода "моментального слепка" ситуации, и, в сущности, является высказыванием не логическим, а эйдетическим. Мало того, выражения типа "я чувствую" являют собой тот "живой момент"[15] (по выражению М.Мамардашвили), который присутствует в смысле, но не совпадает с содержанием мысли (с-мысл = соприсутствие мысли, свидетельство мысли).

Парадоксальная ситуация: мы оказались в ситуации свидетельствования, в которой под вопрос ставится возможность мыслить - как о самом свидетельстве, так и о ситуации. Само состояние свидетельствования - самоочевидно, и из этой очевидности не вытекает с необходимостью осмысление и тем более означивание. Вероятностная картина парадокса усугубляется еще одним моментом: фактически сознание всегда свидетельствует себя; любое состояние может быть содержанием сознания, но может ли сознание свидетельствовать это содержание в себе?

Таким образом, мы приходим к весьма странной конструкции: мы имеем, с одной стороны, свидетельствование, данное как процесс (метафорически - как некоторый маршрут), который - в практической ситуации - проходят оба - и клиент, и терапевт. При этом в условиях невозможности означивания "ключевых точек" этого пути предполагается, что через терапевта выступает явленная забота (поддержка через соприсутствие очевидности свидетельствования пути клиентом). С другой стороны, ситуация невозможности иных, кроме эйдетических, выражений делает принципиально невозможной логическое (системное) моделирование ситуации. В существующих "социальных координатах" психотерапевтическая ситуация может являть себя в эстетическом или теологическом свидетельствовании[16], что в крайних формах противоречит и устремлениям психотерапии обрести "научность", и существующей ныне методологической "таблеточной" установке.

Следует сказать вот еще что: сознание, свидетельствующее себя и сознание, мыслящее себя - все-таки различны по сути. И если можно свидетельствовать нечто, за-предельное мыслимому, то помыслить запредельное мысли невозможно. В этом - один из "предельных вопросов" психологии: если из мысли об очевидности своего "я" человек каким-то скачком переходит к свидетельствованию этой очевидности, то что - или кто - это "полное я"[17] в своей самоочевидности.


ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Eysenk H. The effects of psychotherapy: an evoluation. Journal of consulting psychology, 1952, V. 16, P.319-324, цит. по Е.Ромек. Феноменологический метод и дилемма психиатрии: Бинсвангер и Гуссерль // Вопросы философии, 11, 2001, с. 80-92. (к тексту)
[2] См, например, М.И.Яновский. О классификации психологических теорий. // Психологический журнал, 2004, т. 25 №3, с. 103-106.(к тексту)
[3] Чрезвычайно рекомендую: Н.С.Юлина. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования. Ч.2 // Вопросы философии, №11 2004, с. 150-164.(к тексту)
[4] Т.О.Бажутина. Пропедевтика философии и философские основания медицины, курс лекций, Новосибирск, 2001, с. 135.(к тексту)
[5] Здесь попутно возникает проблема вероятного знания и сущности вероятности как одного из базовых для психотерапии терминов.(к тексту)
[6] У Блейлера: "…определение душевной болезни для практических потребностей совершается по признакам социальными, а не медицинским" (Э.Блейлер, Руководство по психиатрии, 1921, репринт М.,1993 с.136)(к тексту)
[7] Цит. По: С.Гроф. За пределами мозга. М., 1993, с.357 (к тексту)
[8] Ю.М.Лотман, Культура и взрыв М,1992, с.76 (к тексту)
[9] От "врать" и "ворчать", (М.Фасмер, Этимологический словарь русского языка т.1, М.,2003., с. 361) (к тексту)
[10] М.Петров. Психея // Философская энциклопедия, т.4., М., 1967, с.414. (к тексту)
[11] А.Ф.Лосев. Философия имени. - в кн. Из ранних произведений, М.,1990, с.102 (к тексту)
[12] Там же, с. 97, 100. (к тексту)
[13] Иллокутивный - относящийся к так называемой "коммуникативной силе" перформативного высказывания (которое равносильно совершаемому действию, напр., "я говорю") - см. Н.Д.Арутюнова. Перформатив // Лингвистический энциклопедический словарь, М., 1990, с. 372-373.(к тексту)
[14] Н.Малкольм. Состояние сна. М., 1993, с. 52. (к тексту)
[15] М.К.Мамардашвили. Мысль в культуре. - в кн. "Как я понимаю философию", М., 1992, с. 151 (к тексту)
[16] Налицо резкий всплеск интереса к практикам "иррационального знания" - арт-терапии, телесноориентированным подходам, к моделям "личной мифологии", трансперсональным и иным методикам "расширения сознания" (см, например, В.В.Кучеренко и соавт. Измененные состояния сознания: психологический анализ. // Вопросы психологии, №3 1998, с. 70-77), методикам, ориентированным на "архетипические" модели (см., например, Е.Ю.Завершнева. Превращенные формы в теории архетипов К.Г.Юнга.// Вопросы психологии, №6 - 1999, с. 70-77). Эти практики имеют в своей основе либо сильнейший эстетический компонент, либо сводятся к ситуации веры (распространена, в частности, точка зрения, что в современной атеистической культуре психотерапия взяла на себя социальные функции религиозного толка, чего, в частности, стоит "христианская психология"). Подробнее о кризисе рациональной психологии - см. А.В.Юревич. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, №5- 2001, с. 3-18. (к тексту)
[17] "Акт очевидности есть акт синтеза", по Гуссерлю, "придающий интенции абсолютную полноту содержания" - В.И. Молчанов. Различение и опыт: феноменология неагрессивного сознания. М.,2004, с.115. См. также: В.А. Барабанщиков. Онтологические характеристики перцептивного процесса // Психологический журнал, 2001 т.22 №5, с.17-28 и А.В.Мцхветадзе. Вновь о проблеме человеческого "я" // Вопросы философии, №7 - 2000, с. 132-137. (к тексту)

Copyright © А.Крамер, 2005