"Социальное существование" музыки за последние два с половиной - три столетия очень изменилось. Начнем с того, что два столетия назад музыка звучала, прежде всего, в церкви; еще - в салонах высшего общества; еще - отдельный пласт народной ("низкого штиля") музыки. Были неписаные, но четко сформулированные законы, определявшие: кто, когда, где, с кем и какую музыку может (должен) слушать.
С возникновением просветительства рамки эти начали расшатываться: в высшем обществе возникала то и дело мода на народную музыку. Традиции церковной музыки начали постепенно перетекать в традиции музыки "академической". Расслоение общества привело к появлению "среднего" класса (аристократия, в том числе и церковная, стала смешиваться с буржуа, в буржуа пробивались из "низов") и таким образом вопрос "с кем" слушать музыку стал парадоксом. Возникали новые жанры: так, например, возник "городской романс". XIX век в полном смысле стал веком демократизма. Осознание единства культуры привело, в частности, к все более полному объединению церковной, академической и народной музыки. При этом особый акцент делался на осознание разности внутри народной музыки. Отдельно стал осознаваться фольклор. Отдельно - традиции городской культуры. Понятие "народности" музыки несколько запутывало, особенно в ситуации моды на фольклористику ("испанская" эра романтической традиции), равно как и проникновение в музыку традиций эпоса (Р. Вагнер, тетралогия о нибелунгах) и сказки (Римский-Корсаков, Глинка). Отдельная тема - сельская и городская обрядовость как тема (Сметана, "Проданная невеста"). Еще - история как тема музыки (Глинка, Берлиоз, Лист, Мусоргский). Вообще время романтизма - время особого интереса к тонким душевным движениям. Психологизм в сочетании с расцветом изобразительного искусства дал огромный ряд метафорически яркой музыки, "поводом" к которой были поэзия и проза (Ф. Лист), архитектура и живопись (К. Дебюсси), природа как таковая (Бетховен, Григ, Шуберт, Чайковский). Уже в этом подходе присутствовал "высший демократизм" - душевные движения, собственно, оказывались свойственными человеку независимо от его социального статуса. Конец XIX века и начало XX - это еще и время расцвета естественных и гуманитарных наук. Это - время интереса к техническим новинкам, к психологии, к неизведанным культурам. Это время рождения цветомузыки (светомузыки). Это время рождения так называемой "конкретной" музыки, когда музыкальными оказывались дотоле явно не-музыкальные звуки: паровозные гудки, шум машины, звон стекла, урчание унитаза. Хотя, строгости ради, отметим: Леопольд Моцарт (отец) как-то написал "Охотничью сим-фонию" с партией своры собак. Но вот так… Это было время рождения джаза и время интереса к далеким культурам (прежде всего к африканской). Интерес к джазу вылился в ряд интересных академических творений (Дебюсси, Стравинский, Гершвин).
Количество направлений уже перешло всяческие рамки. А тут еще острое вторжение в музыку жанров театра и кино с их закономерностями. А тут еще новая живопись (авангард). А тут еще поэтический символизм (зарождение которого можно наблюдать еще у А. Рембо). Касаемо джаза. Из него родилась рок-музыка, а затем и поп-музыка вкупе с тем фактом, что в этих направлениях работают очень многие композиторы академического образования. На стыке этих направлений с академизмом оказались также все или почти все жанры кино-теле-, рекламной и театральной музыки, "электронная" музыка и вся музыка New-Age, эксперименты с традициями восточной музыки (Япония, Китай, Индия). Возник так называемый "третий пласт". Новые движения вблизи академической "вотчины" привели к все большему проникновения в музыкальную науку физики, психологии и кибернетики. Помимо чисто музыкальных "заморочек" (как, например, отсутствие нотации в электронной музыке) возникли проблемы осознания музыки как части человеческого существования.
Музыка звучит везде! Где, когда, с кем, какая музыка, каковы дозировка и способ употребления? Рассмотрим отдельно каждый пункт, поскольку из-за всей художественно-исторической путаницы возникло немало социальных мифов, стереотипов и домыслов. Итак: где слушать музыку? Варианты: на работе, в транспорте, на природе, в больнице, дома - в постели, ванной или на кухне… уже начав перечислять, осознал: где угодно. Следовательно, более существенно объединить: где - когда - с кем - и какую музыку слушать. Самый простой вариант: если слушать в одиночестве, вроде бы можно слушать любую музыку. Однако это не факт. В этой ситуации человек оказывается один на один со всем своим "ролевым гардеробом". Музыка оказывается выражением всего или почти всего его жизненного опыта (хотя бы потому, что сопровождает она всю жизнь, только не всегда это осознается). Какую музыку и при каких обстоятельствах слушал этот человек вместе с родителями, в школе, в компании приятелей, на первом любовном свидании, на первом походе в оперу… Какая музыка напоминает ему о трудных и радостных моментах жизни - и так далее до бесконечности. Прямо или косвенно его опыт зависим от общения с другими людьми. Прежде всего: сколько нашему визави лет? И - каков уровень его культурной подготовки? От этого многое зависит. Например - склонен ли он делать из музыки символ "своего времени" или символ "ушедших золотых лет". Во-вторых, какова степень его реальной "включенности" в опыт: знает ли он или пережил? Многие люди знают об опере по видеофильмам, так же как многие в курсе событий рок- или поп-музыки, ни разу не бывших на реальном концерте. И то: один из мифов явно гласит, что поп-музыка - музыка для малообразованной "массы", а отнюдь не для интеллектуалов и титанов духа. Впрочем, так же, как опера - для очень избранной публики (в Европе и Америке особенно), в отличие от оперетты. Вот, кстати, еще: стереотип о том, что "симфония - очень уж сложно". Вот где собака-то порылась: нужны ли для восприятия музыки усилия, и если да, то какого свойства? Один из стереотипов относительно музыкального образования, известный мне, таков: общее музыкальное самообразование - для элиты необходимо, и чем шире, тем лучше. Однако профессионально образовываться можно, если не планируешь в дальнейшем зарабатывать много денег. Отмечу, попутно: "профессионально" = "академически". А "академическая" сфера весьма подозрительно относится к "Третьему направлению" и изучает его не как реально существующий пласт, а скорее, как забавную научную загадку. Собственно говоря, молодой человек рано "просекает" - то, что звучит вокруг него и то, что он играет в музыкальной школе, как-то, мягко говоря, не пересекается… Пойдем дальше. Важный момент: музыка зачастую становится знаком принадлежности к какой-то группе: хиппи, панков, рокеров, рэперов, брейкеров, "ацидников", металлистов, любителей стилей rave & house (в скобках: "рейв" дословно переводится как "бред" или "неистовство", а "хаус" - жаргонное "ночлежка"). В этих условиях принадлежность к "контркультуре" означает протест через музыку, но этот-то протест сам по себе ничего не означает, это миф скорее узколичностного выбора. Собственно, "всем коллективом пойти на концерт" вполне означает процедуру групповой идентификации по уровню социального притязания (пусть группа только из двоих). Ценностный подход, знаете ли. Достоверной статистики на этот предмет, к сожалению, почти нет; насколько я знаю, были опросы о групповых пристрастиях молодежи в начале 90-х и только…
Теперь - о том, сколько и как слушать. Как - в двух смыслах. Во-первых: качество аппаратуры (хип-хоп можно и на плейере, а симфонию на аппаратуре high-end; или наоборот: квартету хватит перенос-ной "Веги", а для джаза - что-нибудь солидное и качественное). Во-вторых: можно за завтраком Моцарта, в обед - "Kiss", чай в пять часов под "Битлз", романтический ужин под "Кронос-квартет" и Эндрю Ллойд Уэббера, а на сон грядущий - что-нибудь из хорошего джаза. Можно за чаем послушать Баха, а романтический ужин - под Жака Бреля. Можно начинать день с Шостаковича, а завершать его "Путешествием кита". Вопрос выбора и вкуса. Собственно, сводимо это к двум моментам: создаем ли мы общность и с каким настроем это все делаем.
Всякому - свое. 16\10\1998 Copyright © А.Крамер, 1998-2007
|