MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
Музыка, восприятие, сознание

Три самых важных для музыки определения: а). музыка существует в звуке; б). восприятие холистично; в). опыт вообще (и опыт восприятия музыки) как феномен несет качество уникальности; то, что есть в этом опыте, существует именно в этом опыте и вне него не существует.

Музыка - в звуке, в момент звучания и восприятия. Иного бытования она не имеет. Формально называется "музыкой" также комплекс, связанный со знаковым носителем - нотный текст, аудио- или цифровая запись, MIDI-сигнал.

Возникает важный вопрос - что определяет "музыкальность"?

Ответ распадается на два подпункта: а). Что такое музыка-для-меня? Я вхожу в некоторое поле, в котором "обычные" определения теряют обыденный смысл; прикасаюсь к некоторой сущности, обладающей самостью, только прикасаюсь, и уже как бы теряю привычное "я" - мой знак, написанный мной нотный текст - не более чем прикосновение к "языку" музыки, опыт почти мистический! Отражение (если не попытка обобщения) этого мистического опыта присутствует и во второй ипостаси: что может быть определено как "музыка" в условиях некоторой культуры (слово "музыка" принадлежит языку и как любой знак, как всякое слово, несет в себе для-кость, направленность на воспринимающего в некотором контексте). Слово рождает собеседника, факт обусловленности говорения или молчания. "Я-другой" - своего рода движение-к-себе в усилии воссоздания того, что "по образу и подобию" ("я" тождественно себе, это обуславливает зеркальное движение к себе, к "я-для-себя", отзеркаливание опыта) - движение к тому что присутствует с мыслью (с-мысл) в момент моего движения к музыке и движения музыки ко мне (как начинается музыка?)

Музыка - вне-личностна, она содержит в себе движение вовне меня. Проникновение вовне неочевидно изнутри меня; это признание неочевидности моих границ (ограниченности оценивания).

Феноменологически отметим наличие важных систем: фильтрации и ретрансляции, - именно они определяют, говоря языком НЛП, модальности данной культуры, в рамках которых коммуникация осуществляется наиболее экономным способом. Заметим, что подобные системы отмечены этологами и в сообществах животных. Восприятие - целостно, синкретично, холистично "по условию". В акте восприятия участвуют все сенсорные системы, в дальнейшем системы фильтров отсекают из осознаваемого массива незначимые в данной культурной среде модальности. Так, говоря о музыке, мы прежде всего имеем в виду слышимую музыку (аудиальную модальность),- и зачастую не учитываем важные "мелочи" - в каком эмоциональном состоянии мы начали слушать? Сидим мы, стоим, лежим, или бегаем? Курим, выпиваем? Чем вокруг пахнет? Какова фактура одежды на нас? Удобная ли одежда вообще? Что мы видим вокруг себя или слушаем с закрытыми глазами? Кстати сказать, слухозрительный компонент восприятия в условиях, по крайней мере, европейской культуры,- ведущий как для систем фильтрации, так и для систем ретрансляции.

Вообще факт совпадения в условиях культуры систем фильтрации и ретрансляции оказывается главным для адекватной коммуникации. И здесь мы наблюдаем "фирменное" противоречие любой культуры: восприятие целостно, но для коммуникации фильтры оказываются необходимыми. Человек, у которого нарушена система "фильтров", оказывается не в состоянии адекватно воспри-нимать послания, адресованные ему; человек с нарушениями в области ретрансляции не в состоянии адекватно послать сообщение другому. В обоих случаях коммуникация оказывается под угрозой. Еще более занятный (и, заметим, вполне возможный) случай - отсутствие или "выключение" обоих систем. Тогда человек, синкретично воспринимает - и синкретично передает, причем в целом это оказывается вообще за гранью культурно доступного осознания. Возможно тогда, что то, что мы называем психическими расстройствами, психическими болезнями (к шизофрении это имеет особое отношение), есть издержки неадекватности фильтров и неприспособленности их, как стабилизирующим факторам культуры, к быстрым изменениям. Восприятие бинарно (имеет "квантово-волновую", по Н.Бору, структуру). Оно осознается как цепочка дискретных событий, однако их смена и следование друг за другом настолько плавная, что невозможно точно отметить, когда одно событие перетекло в другое. Описанный феномен связан с важнейшей категорией в любой культуре - категорией времени. Как правило, в концепциях времени оказываются наиболее значимыми парадигмы "времени-общения", "времени-пульсации" и "времени-изменения". Так возникают характерные символы времени в разных культурах - стрела, спираль и круг.

Природа создала нас уникальными существами. Восприятие, при всей статистическом подобии процессов, уникально (уникально-субъектно!), и именно эта уникальность делает возможным существование факта опыта.

Опыт можно определить как завершенный процесс от восприятия к рефлексии, от "я чувствую" через "я знаю" к "я понимаю". "Я чувствую" содержит в себе непосредственные данные синкретического восприятия, пропущенные сквозь систему фильтров (т.е. в случае музыки - параметры звука, психофизиологически обработанные, с подключением сенсорных полей, например, движение тела, дыхание, цвет, светотень, запах и пр.) "Я знаю" - данные воссоединения с памятью через "ключи-якоря".Это фаза узнавания. Это фаза соединения с контекстом восприятия во всей очевидности. "Я понимаю" - на этой ступени происходит воссоединение с самооценкой, оценкой границ и пр., в общем, с личной философией. В плане самоосуществления культуры мы имеем дело с феноменами программы, жанра и полижанровости, цитаты.

Необходимо заметить, что описанный процесс как бы "двунаправлен" - обращение процесса означает направленность восприятия. При возвратном движении от "я понимаю" к "я чувствую" существует путь обхода памяти и "я знаю", известный как техника медитации. Парадоксальная очевидность медитации - в феномене "быть здесь-и-сейчас" (в настоящем), тогда как память отсылает к прошлому, а предвосхищение провоцирует пробросить прошлое как шаблон для будущего. При медитации же сохраняется наблюдение (присутствие, свидетельствование - безоценочные) за чувствованием. Более того, наблюдение предполагает расслабленность, безусловное доверие (то, что случается до веры, до "по образу и подобию" - до того, как из тишины зародится первый звук!)

И еще. Очевидна текучесть процесса; более того, очевидны наложения, например "Я понимаю-1" и "Я чувствую-2"(последовательно). Или же "Процесс 1" и "Процесс 2" (в одной фазе). При всем этом следует учитывать мощные ассоциативные процессы, парадоксальным способом связывающие одновременно протекающие потоки осознания. Во всем этом очевидна явная адаптивная направленность опыта.

Формально завершенный процесс в силу своей текучести и дискретности осознавания становится паттерном осознания опыта (паттерном опыта). При этом в паттернах опыта присутствует в "полуснятом" виде вытесненная информация (сны, фантазии, измененные состояния сознания). Важно то, что опыт будет завершенным только если все типы информации прошли всю цепочку от "чувствую" до "понимаю". Строго говоря, завершение любого гештальта невозможно, однако именно благодаря фильтрам возможно терапевтическое завершение гештальта хотя бы на уровне культурно значимых модальностей. И в этом смысле вовлечение музыки в терапевтический процесс опять же "по условию" создает усилие возвращения к себе, к творческому состоянию доверия, безоценочному самопринятию.

17.10.98

Copyright © А.Крамер, 1998-2007