MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
Миф о музыке

Участвуя в проведении курса тематического усовершенствования для врачей по музыкотерапии, я был поражен, как много с музыкой связано штампов, домыслов, заранее готовых мнений и оценок. Потому (и это было во многом неожиданно) так важно оказалось "выключить" автоматизм отношения к музыке, - осознанно выйти за пределы, ограниченные слуховым опытом, эстетическими предпочтениями и запретами, социальными мифами и научными парадоксами.

Взять, к примеру, слуховой опыт: это не просто объем памяти слуховых впечатлений и ощущений, но (и это важно!) - опыт отношения к тому, что и как мы слышим на протяжении своей жизни. В импринтинге есть такая вот особенность: при эмоциональной значимости переживания, звучащее в этот момент "записывается" в деталях в долговременную память. Этот процесс чаще всего бессознательный, однако можно опытным путем "нащупать" его. Иногда человек сам создает себе свой звучащий мир. Включает телевизор, радиоприемник, но не смотрит и не слушает… "Слушать, но не слышать" зачастую означает угнетение очень важной сенсорной системы человеческой психики. И - уже как факт: это становится частью не только слухового опыта, но и частью поведенческой стратегии. Другой вариант отношения к слуховому опыту связан с сознательным "воскрешением" чувств, связанных с музыкой. Припомните: может быть, когда вам грустно на сердце, вы ставите свою любимую (для этого случая) музыку? А, может быть, музыка связана у вас с приятными, радостными событиями, - когда вам нелегко, вы слушаете ее, чтобы взбодриться? Или, быть может, вы точно знаете, какая музыка "к случаю" и пользуетесь этим сознательно?

С этим фокусом, который на языке НЛП именуется "активизацией якоря", связано много мифов. И самый крупный из них - о том, что музыка несет в себе не только "якорь", но и способ, путь выхода - "ресурс" на языке того же НЛП (если мы имеем дело с травматическим опытом). Логика такая: музыка символически передает отношение композитора к его чувствам и его стратегию работы с ними. Все это, подразумевается, впрямую зашифровано в музыке. Перед нами миф в чистейшем виде. Во-первых, процесс сочинения музыки включает в себя многократное внутреннее слышание (еще до написания на бумаге) - целостное и в разных вариантах! Во-вторых, идя этим путем, можно прямиком угодить еще в один миф: приписывание "музыке" (понятию человеческого языка) качества некоторой "сущности", которая "есть" за пределами восприятия. Еще раз: "музыка" как слово со своей смысловой нагрузкой отсылает нас в память на страничку с индексом "музыка - это…" Соответственно изготавливаются системы восприятия. А терапевт вдруг возьми да скажи: "Эта музыка поможет вам… (в том-то) Слушайте…" То есть уже не важно что звучит. Важно, допускает ли клиент обновление своей реальности фактически предложением терапевта? И если да, "ресурс" обнаружится даже в тишине, если терапевт назовет это "музыкой". Другое дело, что "реальность" начинает походить на галлюцинацию…

В продолжение темы: группа "мнений на любой случай" - эстетические "глюки" (в виде предпочтений и запретов). Они теснейшим образом связаны с системой социальных "мифов о музыке", и даже взаимно творят друг друга. Вспомните: "это - не музыка"? "Это для молодых", "Старики это не поймут", "Попса!" или "А вот это - серьезно"? Мощ-ные стереотипы, они, кстати говоря, формируют целые социальные группы, со своей жизненной философией и системой ценностей! Более того, многие из этих, уже социальных мифов явно поддерживаются рекламой… Вообще, говоря об эстетике, и особенно в контексте нашего разговора, мы рискуем вступить на весьма скользкий путь. Мы можем говорить о природе, происхождении и сущности чего угодно, но важно при этом помнить - мы имеем дело не с экзистенциальной инструментально доступной реальностью, а с ее описанием!

"Музыка" - это миф. А описание реальности средствами мифа выглядит как перенасыщенный символами, метафорами и тому подобными конструкциями текст. Более того, подразумевается высокая степень обобщаемости через символ. Статистически расшифровка этого текста должна выглядеть как расклад вариантов оценок когда-то случившегося восприятия (допустим, одного акустического события многими людьми). О'кей, это по крайней мере подтверждает возможность множественности восприятий. Итак, разводка: что-то прозвучало, затем оценки обобщили до символа (или метафоры), теперь расшифруем обратно до предполагаемой группы оценок… А дальше выглядит это уж очень забавно. "Так судьба стучится в дверь" (та-та-та-там! - первые ноты Пятой симфонии Бетховена) - еще раз: метафора - вспомнил мотив - вспомнил, откуда мотив.

Забавно это потому, что ничего в инструментально доступной реальности не звучало! "Мысленное озвучание" - больше феномен памяти: для памяти "карта" равна "территории". То есть… То есть, обращаясь к опыту, припоминая уже когда-то слышанное, узнавая это в новом опыте - сознание мечется, как пьяный кролик, от описания текущего опыта к описанию опыта прошедшего; от реально воспринимаемой музыки к галлюцинациям памяти… Похоже это на полусон (эдакое дремотное забытье), или на классический транс в сеансах релакс-терапии. Теперь для пущей экологичности вопросец: а где мы клиента тормознем? В реальности восприятия, в описаниях, в галлюцинациях "припоминания" и "узнавания"?

Вот он, самый интересный материал, который поставляет музыкотерапия.
Есть с чем работать. 17/10/1998.

Copyright © А.Крамер, 1998-2007