К вопросу о странностях творчества. Довелось мне недавно написать текст о музыкотерапевтических программах… Довольно ехидную. Привожу здесь самый "технический" фрагмент о составлении программ.
"Цитатник романтический: Моцарт, что-нибудь из Джо Дассена, что-нибудь саксофонное (в смысле Sax & Sex), Шопена вальсик или мазурочку, из Чайковского - позабойнее, Битлз там или же из "Scorpions" - "Ветер перемен", например. На любителя: ингридиенты перемешать, взбить Моцарта и Битлз в шейкере, влить, все это поставить на пару часов в духовку, откинуть, охладить, залить лимонным соком, мороженым Шопеном закрыть и в холодильник на всю ночь. Принимать понемногу при депрессии, глубокой любовной тоске и сходных состояниях.
Или вот еще: цитатник возвышенный. Смешать по 200 грамм "Эниг-мы" и шума морской волны (можно и покрепче: вместо "Энигмы" - столько же органного Баха, предпочтительнее, где Сергей Дижур играет, "Органную книжечку", например). Взять грамм 700 из Жан-Мишель Жарра, влить осторожно, чтоб не смешивалось. Поперчить. Отстоять минут сорок. Доба-вить смесь из шумов типа "Кукурузного поля", Китаро и чего-нибудь индийско-яванско-японского (по вкусу). Смешать. Поставить в холодильник. Засим пол-литра воды, кубик суфийской медитации, с голосом, и ложку спирта. Кипятить. Гурманам вместо спирта - коньяк и чуть-чуть Шуберта с лимоном. Пока кипит, вбухать в кипящее заготовленную смесь. Потреблять при духовных порывах, сумерках бытия, неврозах (что, кажется мне, есть страх перед неясностях вопроса кто же ты "есть") и навязчивых стремлениях к просветлению. Вот эдак. По части парадоксов из серии "защиты прав потребителя", как выяснилось несколько минут назад, можно предложить простой вариант. "Гольдберг-вариации" Баха и немецкую натуральную шоколадину "Бах". Все разом вовнутрь. В этом случае эффект вариантного повторения (что очень неплохо для сердечной психосоматики) в смысле ушей очень удачно дополнится эффектом "а подслащу-ка я свою жизнь" в смысле желудочном. Насчет "роковой женщины" - врать не буду, однако, помнится мне, есть один престранный эффект "слуховой иррадиации" в зависимости от воспринимаемой гаммы запахов… По сути, помесь музыко- и ароматерапии. Своеобразный фетишизм; надо сказать, срабатывает на стадии "открытия чувств" безотказно. Важно не переборщить и случаем не спутать "Шанель №5" с авиационным керосином. Нужны точные, математически выверенные расчеты! Иначе не избежать недоразумений в философии метода: палочки сандаловые или китайской розы, смешиваясь в непредсказуемых пропорциях с ароматами поработавшего на свежем воздухе терапевта, дадут эффект, в книгах мэтров не описанный! Вышеприведенная филиппика, по сути вот о чем. Слуховое восприятие - всего лишь часть явно, как кажется, синкретической системы, в которую объединяются все (в том числе мне до сих пор неизвестные) каналы поступления информации. Плюс - вся "система суждения", явно или скрыто присутствующая в виде специфических "коммуникативных паттернов культуры". Плюс, для экологичности, добавим сюда "фильтры" биосоциального характера (как, например, факторы импринтинга в раннем возрасте). Таким образом, "восприятие" суммирует в себе биологические, биосоциальные и социокультурные факторы, механизм сочетания которых, по моим сведениям, изучен слабовато. Музыка неотделима от композитора. Достоверно. Неотделима от исполнителя, и неотделима от слушателя. Вот только вопрос - "является" ли сочиняемое, играемое и слушаемое "одной и той же" музыкой? Можно, с некоторой долей уверенности, работать со "штампами сознавания". Можно работать с культурно наслаиваемыми штампами. Можно работать с "явлениями" "Моей и/или не моей" музыки (на уровне психофизиологии). При всем этом явления "музыкальной аддикции" как факт известны. Другое дело, что этот вид аддикции может оказаться составной частью аддикции алкогольной, или пуще того, сексуальной. В этом разрезе сочетание музыкотерапии и ароматерапии выглядит красиво, не забыть бы еще, что в этом случае музыкотерапия хороша активная, с элементами "телесного ориентирования". Простая релакс-терапия слишком стандартна, в природные механизмы вписывается с натягом, и только в одном направлении: любая музыка может быть терапевтичной, важно терапевту вовремя сказать свое магическое слово (а иногда срабатывает сам контекст ситуации). Посему любые комбинации уместны, важно только не перебрать. Проще, конечно, работать в групповом контексте (там всегда отыщется парочка истероидов) - но без индивидуальной работы, с четкой личностной подстройкой и выверенным "точечным" воздействием о "терапевтичности" музыкотерапии говорить сложно. Так? Так и не так. Ввязавшись в индивидуальную работу, мы оказываемся нос к носу с феноменом "здесь-и-сейчас". Музыка, если она "есть", то "есть" она именно здесь и сейчас, в момент слушания; и важно, чтобы осознавания клиента и терапевта были сколь возможно параллельные. Иначе проку от такой работы - ноль. Феномен "здесь-и-сейчас" интересен еще вот почему: здесь мы сталкиваемся с весьма обширным массивом, который условно можно назвать отношениями с временем. Значения слов человеческого языка в этом контексте оказываются во многом конфликтными с экзистенциальной реальностью клиента (в которую попадает любая музыка - услышанная сейчас либо когда бы то ни было). Этот конфликт становится неоценимой важности материалом для работы. Стоит сказать попутно и о так называемых "паттернах опыта" (комплексах полностью не осознаваемых восприятий в связи с жизненной ситуацией), в том числе, что для нас важно, и о "паттернах травматического опыта". Доступ к травматической ситуации может быть обеспечен элементарно путем обращения к неосознаваемым восприятиям: запахам, вкусовым ощущениям, телесным или звуковым. То, что здесь и сейчас я никак не осознаю как "мою" музыку (понимаем "музыку" очень широко!) делает возможной "музыкотерапию без музыки", когда музыка "существует" в форме разговора о музыке! Странным образом разговор о музыке оказывается разговором о том, что такое музыка. А разговор о том, что такое музыка оказывается разговором о том, что означает музыка, разговором о том, как музыка семантически связана с ценностями человека. Уже на этом уровне возможно достаточно четко разграничить ценности экзистенциального толка и "ценности общественного договора" (в рамках разделения "мое" и "присвоенное" - интроекции легко диагностируются в процессе импровизации). Прибавим к этому глупость человеческую. Прибавим к этому управляемую глупость… И получим семантически неуправляемую модель. Еще шаг - и мы окажемся у границы галлюцинаций. Впрочем, используя словесные конструкции с глагольным "является", мы автоматически, кажется, галлюцинируем. Ведь, говоря "музыкотерапия", каждый вложит в "музыко…" и "терапию" свои смыслы, индивидуальные. Отсюда недалеко до полного агностицизма (в скобках - управляемого). …Стоит только осознать, что слова - не более чем слова. Качество "музыко-терапевтичности" в слове не содержится, так же музыки в слове "музыка" нет. Слово будет ссылкой на некоторый документ, на свидетельство очевидца, неточное по природе своей, ибо событие от очевидца не отделяется, как терапия от терапевта. Терапия неотделима от терапевта, свидетельство от очевидца. И музыка связывает их воедино - она неотделима от обоих. Какая разница, на самом деле, ка-ким путем идти, ведь дорога в тысячу ли начинается с одного шага… 16/10/1998. Copyright © А.Крамер, 1998-2007
|