MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
О способах описания музыкотерапии

"Стул состоит из чувства пустоты
и крашеной материи…"
(Иосиф Бродский)

При попытке отображения музыкотерапии как науки выясняется, что одной наукой (как дисциплиной) описание явно не ограничивается. И уже "влет" можно дать не меньше четырех способов описания музыкотерапии.

Первый - собственно медицинский. Здесь музыкотерапия вполне может описываться, во-первых, через описания "наук о душе" - медицинской психологии, психотерапии и психиатрии. Во-вторых, с точки зрения гигиены. И, в-третьих, с неочевидной точки зрения фармакологии (об этом - чуть ниже).

Второй способ описания: через биологию. Здесь, прежде всего, напрашивается описание языком физиологии и психофизиологии (нейрофизиологии). Связанный с этим путь описания лежит в области биохимии и нейрохимии (вот где отразилась фармакология). Затем - описания через язык о поведении животных (этологию); вообще здесь возможны "завязки" на социологический срез, через термины "общественного поведения". Неочевидный взгляд может дать генетика, например, о генетически заданных па-раметрах восприятия или о генетических моделях коллективного бессознательного.

Третий способ непосредственно связан с тем, "откуда берется" музыка - с физикой: это описания языками акустики и психоакустики. Это описания на более "фунда-ментальных" языках - как, например, языке макрофизики (здесь фундаментальность опи-сания случайных и необратимых процессов, равновесия и неравновесия, нелинейности и неустойчивости непосредственно философична, поскольку касается "праоснов" языка описания самого устройства человеческого восприятия мира, - а это очень важно в том, как музыкотерапия описывает самое себя).

И, наконец, музыкотерапия с точки зрения музыки. Коснувшись философии, мы чуть было не забыли об "описании описания" - эстетике, музыковедении, теории композиции. Что до эстетики, то на "общем плане" описания она активно обращается к ресурсам других искусств; так что описания музыковедения дополняются (по сходству через эстетику) искусствоведческими описаниями из областей живописи, архитектуры, кино- и театроведения, а также (если "искусство" понять широко) из сфер парфюмерии, рекламы или кулинарии.

Таков вид "с колеса обозрения". Размотаем клубочек.

Какова разница между болезнью и здоровьем (точнее, между психическим заболеванием и психической "нормой") - такова разница психиатрии и психотерапии. Другое дело, что психотерапия не претендует на работу с органическими нарушениями. Хотя органика может быть такой тонкой, что на данном уровне развития диагностики ее отследить может быть просто нереально, - следует ли из этого фактическое "слияние" психиатрии и психотерапии - не знаю. Музыкотерапия же на данный момент используется и в психиатрии и в психотерапии в качестве "связанной" с иными другими методикой. О применении музыкотерапии (МТ) "в чистом виде" как невербального подхода известно очень и очень немного. Пока что в большинстве случаев МТ используется в сочетаниях с аналитикой, арттерапией, телесноориентированными методиками, гештальттерапией и другими подходами.

В той или иной степени все перечисленные и неперечисленные направления психотерапии (или психиатрии), как сейчас представляется, представляют собой техники (способы) изменения описаний воспринимаемого мира. Сама эта тема в определенной степени "скользкая", потому что сознанию свойственно в известной мере путать "карту" (описание) и "территорию" (реальный мир). Человек, исходя из своего описания, действует в реальном мире, но обратная связь возможна, как представляется, только через восприятие. Не совпали детали "новой карты" со "старыми" - значит, что-то поменялось. Но поменялось ли это именно во внешнем мире? Мы-то, туристы грешные, имеем дело только со своими картами. И, по всему судя, чем больше деталей на карте и чем проще человеку отрисовать изменения (сделать эдакий upgrade), тем более "психически здоровым" он представляется.

Так это обычный турист. С учеными людьми сложнее. Ведь умеем же мы думать! А коль так, то размышления наши становятся описаниями описаний воспринимаемого мира. То есть вычерчивается карта карт. Это очень похоже по форме на процесс написания реферата (В.Налимов отметил, что одна из главнейших функций языка - свертка информации). Интересно в этом смысле вот что: когда ученому придет на ум пофилософствовать, он начинает размышлять о своих мыслях. Процесс тут не просто в создании описания описания описания, а в создании описания попытки воссоздать из реферата целостное описание!

А ну-ка! Эксперимент! Сделать реферат "Войны и мира" можно: сотни раз эта процедура выполнялась школьниками и абитуриентами. Теперь возьмем любой доступный реферат "Войны и мира" и воссоздадим из него оригинальный текст! А, если не получится, задачу можно упростить: взять что-нибудь не слишком сложное, например, приснопамятную песню "Мальчик хочет в Тамбов", и проделать те же манипуляции.

Даю левую заднюю лапу на отсечение: если со словами можно что-то сделать, то как сделать "реферат музыки"?! А уж реферат песни! Или реферат одного дня жизни?

Фактически, пользуясь терминологией М.Бахтина и В.Налимова, мы имеем дело со случайными текстами (картами). И процесс реферирования ("свертки", или составления описания описания) представляется в этом свете процессом необратимым, как необратима вся наша жизнь. И жизнь наша представляется процессом нелинейным, неустойчивым и неравновесным. Вышеупомянутая терминология взята мной из книги И. Пригожина "Порядок из хаоса", а все только что мной написанное сильно напоминает попытку составления карты карты другого человека (по реферату его карты карты карты)…

Собственно, с этим процессом сталкивается психотерапевт. Сколько при этом оказывается задействовано уровней описания - уму непостижимо. И чем дальше мы ухо-дим в области "научных ассоциаций" (таких как генетика, искусствоведение или теория кройки и шитья, то есть используем символы - операции очень объемной свертки информации), тем дальше мы от главной нашей задачи. Напомню: наше дело - помочь сколь возможно человеку научиться делать описание первого слоя - описание своего восприятия реального мира возможно детальным и гибким. А вовсе не в том, чтобы по ходу запутываться в описаниях описаний описаний описаний попыток описаний…

Задача как будто проста. Включить клиента в свое описание реального мира и сдалать так, чтобы описание клиента и описание терапевта максимально совпали как два процесса ("топография" карт и может, и должна оставаться разной). Важно выключить речь, выключить язык, выключить осмысление (этому будет еще и место и время). Здесь именно, как представляется,- место и время для музыкотерапии. Например, для "разговора музыкой" (диалог терапевта с клиентом на музыкальных инструментах) или "разговора с музыкой" ("диалог" клиента, играющего на музыкальном инструменте или поющего, - и звучащей в записи музыкой).

Для всего остального - свое время и место.

7/10/98 5:57

Copyright © А.Крамер, 1998-2007