Тематическая
характеристика
|
Направление
|
динамическое
|
бихевиоральное
|
экзистенциально-гуманистическое
|
Основная
проблема
|
Сексуальное
подавление
|
Тревога
|
Психическое
отчуждение
|
Концепция патологии
|
Конфликты в сфере инстинктов: ранние либидинозные влечения
и желания вне сознания, т.е. бессознательные
|
Приобретенные стереотипы
поведения: чрезмерно или недостаточно развитые формы поведения, подкрепляемые
окружением
|
Экзистенциальное отчаяние: утрата человеком возможностей,
расщепление «Я», рассогласование между мыслями, чувствами и поведением
|
Концепция здоровья
|
Разрешение конфликтов: победа «эго», над «ид», т.е.
возрастание силы «эго»
|
Устранение симптомов: отсутствие специфического симптома
и/или снижение тревоги
|
Актуализация потенциала: рост «Я», аутентичности и
спонтанности
|
Временной подход и «фокус»
|
Исторический: объективное прошлое
|
Неисторический: объективное настоящее
|
Отсутствие историзма: феноменологический момент
|
Тип лечения
|
Долговременное и интенсивное
|
Кратковременное и неинтенсивное
|
Кратковременное и интенсивное
|
Задача психотерапевта
|
Понять бессознательное психическое содержание и его
историческое, скрытое значение
|
Программировать, подкреплять, подавлять или формировать
специфические бихевиоральные реакции на продуцирующие тревогу стимулы
|
Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия,
способствующей самовыражению (от соматического до духовного)
|
Основные средства, техники
|
Интерпретация: свободная ассоциация, анализ переноса,
сопротивление, обмолвки и мечты
|
Кондиционирование (обусловливание): систематическая
десенсибилизация, позитивные и негативные подкрепления, моделирование
|
Энкаунтер: равное участие в диалоге, эксперименты или
игры, драматизация или разыгрывание чувств
|
Лечебная модель
|
Медицинская: врач — пациент или родитель — ребенок
(авторитарная), т.е. терапевтический союз
|
Образовательная: преподаватель — ученик или родитель —
ребенок (авторитарная), т.е. учебный союз
|
Экзистенциальная: диада двух равных людей или двух
взрослых (эгалитарная), т.е. человеческий союз
|
Природа излечения
|
Трансферентная (переносная) и первостепенная для лечения:
нереальные взаимоотношения
|
Реальная, но второстепенная для лечения: взаимоотношения
отсутствуют
|
Реальная и первостепенная для лечения: реальные
взаимоотношения
|
Роль и позиция психотерапевта
|
Интерпретирующий -обдумывающий: непрямой, бесстрастный или
фрустрирующий
|
Формирующий -советующий: прямой разрешающий проблемы или
практический
|
Взаимодействующий -принимающий: взаимно-разрешающий или
удовлетворяющий
|
Источник: Ю.А. Александровский «Пограничные психические
расстройства» (2000).
Раздел «Психотерапия» (написанный Б.Каравасарским).