MUZA \ текст \ исследования
Основные направления современной психотерапии

Характеристики трех основных направлений современной психотерапии (по Karasu, 1977)

Тематическая характеристика
Направление
динамическое бихевиоральное экзистенциально-гуманистическое
Основная проблема Сексуальное подавление Тревога Психическое отчуждение
Концепция патологии Конфликты в сфере инстинктов: ранние либидинозные влечения и желания вне сознания, т.е. бессознательные Приобретенные стереотипы поведения: чрезмерно или недостаточно развитые формы поведения, подкрепляемые окружением Экзистенциальное отчаяние: утрата человеком возможностей, расщепление «Я», рассогласование между мыслями, чувствами и поведением
Концепция здоровья Разрешение конфликтов: победа «эго», над «ид», т.е. возрастание силы «эго» Устранение симптомов: отсутствие специфического симптома и/или снижение тревоги Актуализация потенциала: рост «Я», аутентичности и спонтанности
Временной подход и «фокус» Исторический: объективное прошлое Неисторический: объективное настоящее Отсутствие историзма: феноменологический момент
Тип лечения Долговременное и интенсивное Кратковременное и неинтенсивное Кратковременное и интенсивное
Задача психотерапевта Понять бессознательное психическое содержание и его историческое, скрытое значение Программировать, подкреплять, подавлять или формировать специфические бихевиоральные реакции на продуцирующие тревогу стимулы Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия, способствующей самовыражению (от соматического до духовного)
Основные средства, техники Интерпретация: свободная ассоциация, анализ переноса, сопротивление, обмолвки и мечты Кондиционирование (обусловливание): систематическая десенсибилизация, позитивные и негативные подкрепления, моделирование Энкаунтер: равное участие в диалоге, эксперименты или игры, драматизация или разыгрывание чувств
Лечебная модель Медицинская: врач — пациент или родитель — ребенок (авторитарная), т.е. терапевтический союз Образовательная: преподаватель — ученик или родитель — ребенок (авторитарная), т.е. учебный союз Экзистенциальная: диада двух равных людей или двух взрослых (эгалитарная), т.е. человеческий союз
Природа излечения Трансферентная (переносная) и первостепенная для лечения: нереальные взаимоотношения Реальная, но второстепенная для лечения: взаимоотношения отсутствуют Реальная и первостепенная для лечения: реальные взаимоотношения
Роль и позиция психотерапевта Интерпретирующий -обдумывающий: непрямой, бесстрастный или фрустрирующий Формирующий -советующий: прямой разрешающий проблемы или практический Взаимодействующий -принимающий: взаимно-разрешающий или удовлетворяющий

Источник: Ю.А. Александровский «Пограничные психические расстройства» (2000).
Раздел «Психотерапия» (написанный Б.Каравасарским).

Copyright © А.Крамер, 2007