MUZA \ текст \ исследования

А.Крамер
Заметки о здоровом и нездоровом

Доклад, читанный на всероссийской научной конференции "Антропологические основания биоэтики" (Томск, 12.10.2006)

Первый врач появился, когда один человек счел за благо избавить другого от боли. С той поры изменились представления и о самой боли, и о страданиях, и о болезни, и о благе избавления, и о самой сути работы врача. Но… остался принцип: «будет болезнь – будет и врач».

Но тут возникает первый вопрос: а что взамен? Врач избавляет от боли, от страдания, от болезни… Что появляется взамен – здоровье? Неочевидно.

Вот какая странная штука: в учебном процессе студентов-медиков учат «нормальной» (а не «здоровой») анатомии, «нормальной» (а не «здоровой») физиологии. При том, что есть и анатомия, и физиология патологические. Почему так – и о чем это говорит, второй вопрос.

И вообще, мы говорим о «здравом смысле», «здоровом питании» или «здоровом обществе». Но не говорим о «больном» или «патологическим» смысле… Хотя про «больное общество» тоже говорим… Что имеем в виду, когда употребляем слово «здоровый» – третий вопрос.

Анализируя, обнаруживаем в содержаниях термина «здоровый» отсылку на разумность, логичность, порядок, согласованность (до гармоничности включительно). На системность и целеположенность. В конечном счете, отсылку на рациональность, которая связывает в пределе «я» и «могу» - практически по Декарту. Будучи здоров, я могу мыслить, чувствовать, действовать, причем предельно поливариантно. «Здоровое» состояние (если вообще такое бывает) человеком не замечается, а фокус цели «могу» оказывается запределен телу. В сущности, «здоровье» – это идеальный и даже теоретический объект. Фундаментальный символ связи «я» и «могу».

Нездоровье же (болезнь) связывает «я» болью. Это как бы смослопорождающая ось. Даже рак или проказа, когда нет боли, – но мы все равно о ней говорим, только в отрицательном смысле. Боль «приколачивает смысл к телу», это сущностное состояние, телесно-эмоциональный комплекс, захватывающий все «я» целиком… вплоть до болевого шока. В противоположность «здоровью», болезнь (и вообще «нездоровье») несет в себе отсылку на иррациональность, причем предельную. Спроси пациента «как болит» – и описание будет метафоричным, да и врач, кстати, зачастую настаивает на метафорах.

А теперь спросим, где болит? С телом понятно, и даже фантомная боль – тоже телесна (как боль отсутствующего тела). А как быть с болью душевной? Психическая травма, где болит? Психиатрия пытается «приколотить и эту боль к телу», через, например, тонкую психофизиологию головного мозга. Да и раздел «психосоматики» тоже… Анализы, тесты… Да и болит ли вообще? Возникает вполне реальная проблема симуляции болезни.

Но, вернемся, все-таки, что взамен? Тем более что выписывается выздоровевший «практически здоровым». Почему, о чем это «практически»? Здесь есть два важных момента.

Во-первых, между болезнью и здоровьем много промежуточных фаз. Когда нездоровье переходит в болезнь, когда болезнь в выздоровление – точно указать этот момент, «ткнуть пальцем» не получится. И до конца точно не скажешь, полностью ли оздоровили. Во-вторых, существует общенаучный синдром: «чтобы познать истину кролика, этого кролика нужно хорошенько измельчить». Так вот, «истину боли» или болезни определить постоянным уходом в подсистемы можно не обнаружить. Вопрос достоверности, с одной стороны, а с другой – вопрос – а вдруг она еще глубже, за пределами технических возможностей обнаружения. И это проблема не только теоретической медицины.

Поэтому в дело вступает культура, разделяя медицину теоретическую и медицину практическую. С одной стороны, в обществе устанавливаются ограничения – некий стандартный набор «могу» для конкретных практических целей. Отсюда, в частности, установление некоторой нормативной разумности «здоровой боли» для определенных практических ситуаций (например, боль на спортивных тренировках). Отсюда понятие дееспособности и юридическая практика (хотя даже на бытовом уровне болезнью можно оправдать ограничение дееспособности в плане выполнения нежелательных обязательств).

С другой стороны, теоретическая медицина всеми силами устанавливает нормативность «практического здоровья» - она должна соотноситься с идеальностью «здоровья» как такового чтобы возникла какая-то ценность хотя бы здоровья практического. Отсюда подгонка диагностики к возможностям анализов (техник, методик). Отсюда проблема «симуляции здоровья». Но… боль иррациональна, здоровье рационально, а человек целостен. Ценность конкретна в каждой практической болевой ситуации, ибо ось боли неустранима.

Раз так, неустраним врач: будет врач – будет болезнь.

Круг замкнулся.

Copyright © А.Крамер, 2006