MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
О песне и фестивальном проектировании

Мне не хочется общаться "за авторскую песню", поскольку никакой такой особенной "авторской песни" нет. Есть песня, в которой есть стихи (или прозаический текст) и есть музыка. Для песни можно задать практически любой контекст; в данном случае - был контекст "полянно-костровой".
Точно так же, есть социальная форма - фестиваль, в котором самое существенное - то, что участникам предоставляется допуск к некоторым возможностям, которых вне фестиваля у них нет. В этом смысле любой фестиваль несет в себе черты конкурса (ибо ресурс возможностей ограничен), и любой конкурс несет в себе черты фестиваля (поскольку нужно из кого выбирать).

Любой факт культуры обладает свойством воспроизводимости. Песне нужны не только новые слушатели, но и новые исполнители. У песни есть интонация (и стиха, и музыки) - и этой интонации нужны новые стихи и новая музыка. Нужны и подражатели, и продолжатели. В этом смысле фестиваль - то место в социуме, где обнаруживаются новые механизмы воспроизводства. Ключевое слово - "новые".

Песня - факт культуры, она существует в формах живого исполнения (в разных местах, от кухни до филармонической сцены), в записях - песни на кассетах, CD, mp3, в сборниках (с аккордами), в нотах; стихи в интернете, в электронном и печатном виде, концерты на видеокассетах и дисках.
Способа здесь фактически два: организация живого выступления и организация записи (печати) с последующим тиражированием. Оба они держатся на методе отбора (ибо время концерта и объем носителя ограничены) - это и конкурс, и "школа-мастерская", и метод "интуитивного тыка". Отбор же связан с наличием формальных или подразумеваемых критериев, относительно которых по принципу "да-нет" происходит отсев не соответствующего.

Соответственно, новизна механизма в целом определяется (по принципу "и/или"): новизной критериев, новизной метода отбора, новизной способа воспроизводства, новизной форм существования. Собственно, выявление новизны и "предоставление допуска" к этой новизне и есть суть фестиваля, которая должна реализоваться в понятных социальных формах (к слову сказать, концерт, издательство или студия - вполне себе известные социальные формы).

Итак, выявляются как бы три группы задач:
а) выявление новизны (что в песне считать "новизной");
б) выявление форм допуска к этой новизне (кого и почему приобщать);
в) выявление и совмещение социальных форм существования новизны и форм допуска (что надо сделать, чтобы приобщиться).

Что, собственно, делать с задачами, с какого боку к ним подходить...

1. Что в песне считать "новизной" - относительно чего, собственно? Варианта как минимум три:
а) относительно традиций всего массива песен (включая академические, народные и арготические);
б) относительно песен определенной, скажем так, традиции (подгитарная интеллектуализованная);
в) относительно слухового опыта определенной аудитории.

Пункт "а" требует и от мастера, и от адепта колоссальной эрудиции. С поправками на постмодернизм, как говорил Шекспир, "уж если нет на свете новизны"... Тем не менее, традиционно, песня есть интонационная увязка стиха с мелодией. Песни, написанные не на стихи, в этом контексте "новые". Чтение стихов под музыку (даже не чтение, а мелодекламация, та, что в истоках имеет sprachgesang, - она эпизодически встречается как элемент традиционной в целом песни) - будет "новизной".
По пункту "б": песня под гитару и магнитофон. Под рояль или иные инструменты. "Мультимедийная" песня. Пение заведомо "бессмысленных" стихов (от тех же будетлян до саундпоэзии). Смысл в том, чтобы уйти от гитары и поисков "думания" в поэзии.
Касательно "в" - насколько я вижу, здесь заморочка пункта третьего (о социальных формах), поскольку в этом случае слуховой опыт неотделим от ситуации получения этого опыта. Для одних авторская песня - только на кассетах или дисках, для других - только на встречах (причем круг общения весьма специфический), для третьих - только в лесу и так далее. Однако существенно, что эта песня - для голоса (а не "для ног" или "для актера").

2. Кого и почему приобщать к этой новизне? Здесь ключевое слово - "зачем". Опять же три основных варианта:
а) ради воспитания авторов;
б) ради повышения иммунитета слушателя;
в) ради расширения представлений о песне.

Пункт "а" фактически сводится к необходимости выявления того, что называют "авторским потенциалом". С одной стороны, это способность продуцировать новое, с другой - умение устанавливать правила и следовать им. В любом случае, здесь необходим длительный контакт с авторами и серьезный совместный анализ их деятельности.
Относительно повышения иммунитета слушателя: напомню, что степень новизны информации обратно пропорциональна ее предсказуемости. Песня в этом отношении двойственна. Новизна песни, в частности, проявляется в том, что, будучи предсказуема в музыке, песня непредсказуема в сюжете (или поэтике, образном строе) и наоборот. Собственно иммунизация - в направленном просветительстве относительно разнообразия драматургии песни.
Этот пункт "в" пересекается с "в" предыдущей части. Песня "думающая" и песня "танцующая" в общем виде друг друга почти не признают, хотя родственницы близкие; попытки "жанрового разделения" в этом плане достаточно бессмысленны.

И вот тут как раз...

3. В каких социальных формах возможно подпустить к новизне.
Здесь, собственно, проблема стереотипов, имеющих бытование. Собственно, основных "форматов" тоже три:
а) для своих - достаточно узкий круг друзей и друзей друзей; на это накладывается обычно подход "нехорошо делать бизнес на друзьях" (т.е. другу свой диск я подарю, но не продам) - и отсюда подход "бескорыстного" служения. Существует также подход строго наоборот - предельно широкая аудитория, небескорыстно, но поскольку стереотипы одни и те же (но с разным "знаком") - они оба тут.
б) песня - камерный жанр, она не предназначена для больших залов, огромных полян и т.п. Кухня, камерный зал, костер, квартирник, максимум 50 человек. Соответственно и выбор мест: если песня камерная, то услышать ее можно в строго определенных пространствах-временах. И тут тоже есть "обращение" - "тысячники", площади, трансляции на радио, клипы на ТВ и т.д.
в) песня - моножанр (только пение и сопровождение). Соответственно формат 1+1, один человек плюс один аккомпанирующий инструмент. Неважно какой: рояль, гитара, бубен... И обратная сторона медали: не только пение, но и чтение, и лицедейство; не один инструмент, а много (ансамбли, оркестры). Во всех случаях эксплуатируются стереотипы, связанные с противопоставлением "мы и они". Выходить за рамки "мы" в достаточной степени рискованно, но пространство между полюсами непустое, и есть промежуточные формы.

Социальный формат факта искусства, в сущности, подразумевает наличие:
а) входа (или правил доступа)
б) правил контакта с фактом искусства
в) правил выхода из контакта
г) правил свидетельствования факта искусства.

"Правила входа" - это правила выбора того, с чем идешь на контакт; в случае с песней - выбор одновременно типа песни, ее носителя и их аудитории. Совершение выбора правил входа фактически означает выбор правил контакта. Контакт начинается с контакта с местом, где будет иметь место факт искусства. Нужно купить билет, или собрать рюкзак, или одеться соответственно. Далее совершить ритуалы прохода, приветов, усаживания или размещения, внимания происходящему, реагирования на него. Выполнение этих правил (совершение ритуалов) приводит к выбору правил выхода (прощание, выход, совершение ритуалов общения после выхода или без оных, отъезд). Далее - правила свидетельствования: как следует рассказывать о событии: какие слова использовать, чтобы поняли, что ты "свой" или несешь какую-то функцию относительно происшедшего, как давать оценки, как реагировать на согласие/несогласие, на кого ссылаться в аргументации.

В принципе конструирование социального формата означает определение описанных правил.
И в процессе конструирования нужно знать, что:
- в правиле входа все три параметра взаимозависимы;
- ритуалы приветствия, прощания и общения после выхода также взаимозависимы;
- правила реагирования на факт искусства включают в себя совершение обязательных действий;
- при вынесении суждения (оценки) об увиденном в определенных кругах используются обязательные слова/формулы.
А также важно помнить, что ссылка на определенного человека означает ссылку на авторитетное мнение (и суть этого мнения нужно знать как минимум с точностью до смысла).

Если все взаимоувязано, событие искусства станет событием жизни, как бы пафосно это не звучало.
dixi.

Copyright © А.Крамер, 2006