MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
Ритуал конфликта

I.

Начнем с того, что ксенофобия – проекция собственной неуправляемой агрессии.

Поскольку агрессия – нормальное энергетическое обеспечение адаптации, конфликт как способ соприкосновения с другим – также нормальное явление.

Конфликт есть проявление биологической адаптации в социальной ситуации.

Любая социальная ситуация структурирована; основной способ структурирования социальной ситуации – ритуал, понимаемый как достаточно строго определенная последовательность поведенческих действий для обеспечения реализации социальной (или производственной) стратегии.

Конфликт есть нарушение ритуала.

Конфликт сам по себе есть ритуал.

Следовательно, необходимо рассмотреть как способ входа в ритуал конфликта из социального ритуала, так и собственно ритуал конфликта.

II.

Рассмотрим типичный конфликт: “Скандалист у кассы”.

Итак, ритуал. В нем действуют кассир (Кс) и Клиент (Кл).

Действия в ритуале:

  • Кс обращает внимание на Кл (подразумевается, что Кл подошел к Кс);
  • Кл сообщает, сколько платит и за что;
  • Кл протягивает деньги;
  • Кс берет деньги;
  • Кс выбивает чек;
  • Кс дает Кл чек (и сдачу);
  • Кл забирает чек (и сдачу);
  • Кл отходит от кассы.

На примере данного ритуала видны возможные точки возникновения конфликта:

  1. Включение в ритуал новых, не связанных действий: например, Кс или Кл жаждут поговорить о том, о сем. Поскольку Кл подходит к Кс, то желание Кс пообщаться с кем-то вне ритуала более очевидно воспримется как нарушение.
  2. Неожиданная смена привычных (типовых) способов действия. Например, протянуть деньги ногой; ядовито или шутовски общаться. Крайняя форма: кассир (в отличие от клиента) слеп. Важна непривычность.
  3. Изменение характера нужной информации. Например, на втором шаге Кл сообщает, что у него дома нет туалета.
  4. Исключение важных действий; например, Кл не платит деньги, Кс не отдает чек или при необходимости сдачу.
  5. При изменении имиджа роли; например, когда Кс или Кл голый.

Кс и Кл = роли, которые возникают при вхождении в ритуал.

Изменения в ритуале или изменения в характере “ролевой игре” при высокой личной агрессивности приводят к конфликту.

III.

Структура конфликта:

1. Возникает конфликтная ситуация:

    • налицо изменение ритуала хотя бы одним из участников ритуала;
    • налицо агрессивность хотя бы одного из участников ритуала;
    • налицо субъективные предпосылки агрессии (нападения).
  1. При изменении ритуала возникает “пауза оценки” – стоит ли нападать.
  1. Собственно нападение на “нарушителя”.

4. Акт защиты.

5. Борьба, которая приводит к:

  1. возврату к п.1 с весьма возможной переструктуризации ситуации (возникает при равенстве сил, внешнем или внутреннем подавлении конфликта);
  2. устранению “агрессора” или “нарушителя”

 

IV.

Рассматривая конфликт подробнее, мы обнаруживаем важные моменты:

  1. Присутствует агрессивная личностно ориентированная предвзятость (обычно по типу морально-ценностной нормы) хотя бы одного из участников ритуала. Имеется также субъективная готовность к нападению того из участников ритуала, кто менее всего управляет своей агрессивностью. Нападение, чаще всего – по типу “личной неприязни”. Также случается “упреждающее” нападение (хотя как минимум в 75% подобных случаев угроза нарушения ритуала мнимая).
  2. Морально-ценностная предвзятость (стереотипы упрощения “правил поведения” и “групповых норм”, например) в ситуациях, приводящих к конфликту, имеет стратегический характер контроля над ситуацией.
  3. Важное значение имеет неожиданность изменений (особенно это касается “ролевой игры” и уровня авторитетности ролевой функции) в ритуале.
  4. Чтобы вообще такая ситуация случилась, необходим надсистемный допуск условия доминирования (в отличие от условия сотрудничества).
  5. Объект нападения – не обязательно участник ритуала; может достаться любому, в достаточной степени “инакому” по отношению к агрессору. Очень часто объектами нападения становятся представители достаточно “социально закрытых” групп. В самых общих чертах мы можем в связи с этим говорить о “латентной ксенофобии” и “социальном давлении” на эти группы.
  6. Достаточно часто агрессия выплескивается в адрес тех, кто (еще одна предвзятость) не станет активно (и открыто) защищаться.

V.

Исходя из вышеприведенной (и неполной) структуры, можно вычленить некоторые важнейшие рекомендации для максимально полной утилизации конфликтных ситуаций.

Разумеется, главным является признание приоритета стратегий сотрудничества.

  1. Необходимо для данной социальной (или рабочей) группы определить наиболее конфликтогенные ритуалы. Изменить их структуру до безопасной или при необходимости ликвидировать их.
  2. Необходимо выработать наиболее приемлемую (безопасную) форму ритуала конфликта и жестких санкций к нарушителям этого ритуала. Предусматривать роль авторитетного “арбитра” = “мирового судьи”.
  3. Необходимо проводить достаточно регулярную работу в тренингах по управлению собственной агрессивностью.
  4. Необходимо проводить достаточно регулярную работу в тренингах по психологической (и физической) защите.
  5. Необходимо выработать мероприятия по достаточной сплоченности коллектива.
  6. Необходима тщательная проработка наиболее приемлемых морально-ценностных норм (и отклонений от них) для данного коллектива, избегая упрощений.
  7. При разработке (и изменении) ритуалов необходимо задавать достаточную приемлемую степень свободы в способах осуществления действий.
  8. При разработке (и изменении) ритуалов необходимо четко определять границы компетенций, допустимых действий в рамках функционально-ролевого поведения.
  9. Предусматривать четко определенные способы изменения уставов, решений, действий.

А также, возможно, тренинговые, игровые проработки следующих моментов:

  1. Тренинг “своего видения ситуации” и противостояния навязываемой оценке. Тренинг противостояния неоспоримости.
  2. Тренинг укрепления и защиты своей системы ценностей. Вариант: тренинг управляемой неконформности.
  3. Тренинг оспаривания аргументов других людей.
  4. Проработка планов “экстренного выхода” (“побега”) из конфликтной ситуации.
  5. Проработка стратегии реагирования на ненормативные, или на непоследовательные действия участников игры (тренинг непосредственной реакции).
  6. Тренинг избегания объяснений поведения исходя из “плохой” структуры личности.
  7. Тренинги снижения социальной тревожности; тренинги усиления самооценки.

 

Copyright © А.Крамер, 2002-2005