MUZA \ текст \ исследования
А.Крамер
ГОРОД КАК МЕТАФОРА (2007)
3-я редакция, август 2007.
1. Город
2. Метафора
3. Новосибирск - метафора
4. Логика метафоры и развитие города
5. Человек перекрестка
Дополнение: о классификации городов-метафор

1. Город

Новосибирск (до 1925 - Новониколаевск), город, центр Новосибирской области РСФСР. Расположен на Ю.-В. Западно-Сибирской равнины, на обоих берегах реки Оби. Плотиной Новосибирской ГЭС (находящейся в одном из районов Н.) образовано Новосибирское водохранилище. Крупный транспортный узел Сибири (Транссибирская железнодорожная магистраль смыкается с линиями на Кузбасс и Алтай). Речной порт. Площадь Н. в пределах городской черты 47,7 тыс. га [1].

Новосибирск (до 1925 года - Новониколаевск) - город в России, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр, находится в 3303 километрах от Москвы. Город расположен на Приобском плато, примыкающем к долине реки Оби, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС. Новосибирск является самым крупным мегаполисом Сибири и крупнейшим муниципальным образованием в России. Его население на 2006 год составляет 1 миллион 397 тысяч жителей в границах города, 1 660 000 жителей (2005) - в агломерации. По численности Новосибирску принадлежит третье место в РФ - после Москвы и Санкт-Петербурга. Город занимает площадь около 500,21 км (50021 га). Новосибирск делится на 10 городских районов. Географические координаты города: 55о02' с.ш., 82o55' в.д [2].

2. Метафора

В большинстве классических текстов метафора понимается как перенос: (а) свойств одного объекта на другой; (б) свойств контекста на объект; (в) свойств уподобления на объект или контекст. Во всех перечисленных случаях метафора не просто сдвигает или расширяет смысловое поле[3] - она основана на сравнении, на фундаментальном свойстве различения, лежащего в основе метафоры - любое различение есть предельное основание перехода инобытия в бытие. Иными словами - метафора задает спектр возможностей иного опыта. Метафора суть еще не пережитое, но сказанное чтобы это пережить. Такая метафора есть метафора концептуальная[4] , проживаемая, допонятийная.

Формально концептуальная метафора состоит из концептуального проброса сущностей, свойств, отношений и структур из одной области знаний (источника) в другую (цель)[5]. При метафоре "…происходит проекция одной концептуальной области на другую, своего рода экспансия концептов области-источника, в результате которой происходит захват и освоение ими новой области - области цели"[6].

Город нам дан прежде всего в двух ипостасях: как функциональное образование (в цивилизационном смысле) и как "город-миф". Мы различаем эти ипостаси, но они сливаются; мы мыслим город - как определенную ментальную - концептуальную - схему, причем функциональность понимается здесь как своего рода геополитическая форма перераспределения ресурсных потоков, а миф - как условие совершения определенного сущностно значимого личностного перехода, данного в опыте, поступке. Концепт города оказывается предельно слитым с субъективным обоснованием условий для совершения тех или иных поступков, действий, обоснованием их выбора.

Функциональная и "мифологическая" метафоры, слитые в концепт-метафору, оказываются серьезным подспорьем при анализе факторов, которыми руководствуются жители в принятии решений, особенно когда эти решения носят стратегический характер. Метафора - это стиль мышления, лежащего в основе действий. В конце концов, ресурсами управляют (или пытаются управлять) люди.

3. Новосибирск - метафора

Новосибирск перерезаем рекой Обь с юга на север и Транссибирской железной дорогой с запада на восток, в результате образуется транспортный перекресток (рис. 1).

Однако это не совсем точно: в период 1916-1939 были построены еще две железнодорожные ветки: Южная (на Барнаул) и Кузбассская (на Кемерово). На рис. 2 показаны границы города на настоящий момент (красным) и железнодорожные ветки (желтым)[7].


увеличить: 601х681

Отметим попутно, что две действующие линии метро практически параллельны Оби и Транссибу. Также параллельно Оби идет главная автомагистраль правобережья - Красный проспект, главные автомагистрали левобережья параллельны Транссибу. Железнодорожный вокзал (и речпорт) находятся на правом берегу Оби, аэропорт "Северный" - на северной границе правобережья в конце Красного Проспекта, аэропорт "Толмачево" - на левом берегу за пределами собственно города (рядом с городом-спутником Обь, кстати, станцией Транссиба). Собственно половинки города связывают два автотранспортных моста, метромост и два железнодорожных моста.

Новосибирск - город столкновения потоков: природный поток (юг - север) рассекается "потоком цивилизации" (восток - запад). Функциональность этих потоков можно "свернуть" в метафору "перевалочной (или пересадочной) станции". Функция такой станции - перераспределить потоки и отсортировывать (по определяемым признакам) "содержимое" этих потоков. Объект, попавший на такую станцию, или продолжает движение (причем зачастую меняя направление), или попадает в "отвал".

Метафора "пересадочной станции", складываясь в течении столетия, определила характер развития города и его геополитическую функцию, причем эта функция оказалась многократно усиленной в годы Отечественной войны 1941-45 гг. Функциональность города во многом определила характер мышления жителей, сформировав своеобразный тип "человека перекрестка" (этот момент мы еще затронем ниже).

4. Логика метафоры и развитие города

На схеме ниже[8] показан рост территории города с 1893 по 2001 годы.


увеличить: 493х815

Как видим из рисунка, первые 40 лет (с 1893 по 1935) застройка шла преимущественно по правому берегу, параллельно реке и железной дороге (Транссибу). Следующие 40 лет (до 1975 года) осваивались боковые, и в частности, южная ветки ж/д на правом берегу, а также левобережье.

Здесь нужно отметить два весьма занятных момента. Первый: южная ж/д ветка оказалось фактически противонаправленна реке (при движении в сторону Барнаула) и активно (в экономическом смысле) работала до постройки Новосибирской ГЭС (1956-61) только в одну сторону, с юга на север. Второй: постройка дамбы Новосибирской ГЭС и образование Новосибирского водохранилища (Обского моря) практически перегородило движение города на юг, создав при этом любопытный "карман" на юге левобережья.

Предполагая, что метафора работоспособна и по сей день определяет логику развития города, попробуем смоделировать дальнейшее развитие. Для этого представим потоки (природный и транспортный) в виде векторов и выведем "суммирующие" вектора (рис.3).


увеличить: 601х681

  • Первый вектор (А) образуется вектором реки (a'') и вектором Транссиба левобережья, направление на запад (a').
  • Второй (B) - вектором реки за излучиной (b') и тем же Транссибом, правобережье, направление на восток (b'')
  • Третий (С) - Транссибом (c') и кузбасской веткой ж/д (c'')
  • Четвертый (D) - Кузбасской (d') южной ветками ж/д (d'')
  • Пятый (Е) - тот самый южный "карман" Левобережья (очевидная "пустота", требующая заполнения).

    Собственно суммирующие вектора и их образующие представляют собой векторные "сектора развития":


    увеличить: 500х436
    Сектор А: север и северо-запад левобережья - Затон, Марусино, Толмачево, Приобский и далее к отдаленным Криводановке и Кудряшам.

    увеличить: 500х416
    Сектор B: север и северо-восток правобережья - Карьер Мочище, Озерный, Садовый, Пашино, и далее на Красный Яр.

    увеличить: 500х413
    Сектор С: восток правобережья, в направлении на Кузбасс - Раздольное, Ключ-Камышенское плато, Новолуговое, Кольцово (частично)

    увеличить: 500х418
    Сектор D: Юг правобережья общим направлением на Барнаул, Кирово, пос.Геологов и пос. Новый, Каинская заимка

    увеличить: 500х418
    Сектор Е: юго-запад левобережья: ВАСХНИЛ, Элитный, Тулинский, Огурцово, Мичуринский.

    Любопытно совпадение нашего прогноза с проектом Генплана[9] (рис.5, зеленый и оранжевый цвет):


    увеличить: 596х680

    Очевидно, что "карман" (сектор Е) должен быть закрыт. Очевиден свободный для развития вектор северного правобережного направления (В). Очевидно, что город рано или поздно сомкнется с аэропортом Толмачево и г.Обь (юг вектора А), тем более что этот вектор совпадает с Транссибом. Очевидно стремление использовать кузбасскую ветку правобережья (юг вектора С и север D). Очевидно расширение города вплоть до Бердского залива (вектор D). Также очевидно, что рано или поздно метафора развития по "сценарию перекрестка" войдет в противоречие с развитием по "сценарию мегаполиса" - и этим можно в том числе объяснить необходимость постройки кольцевой автодороги вокруг Новосибирска (она хорошо видна на рис.5).

    Надо заметить, что при всей своей естественности, развитие по указанным пяти "секторам", кроме очевидных плюсов имеет также ряд минусов (это естественные следствия мышления по "метафоре перекрестка"):

    Сектор А: при очевидных плюсах южного направления (смыкание города с аэропортом, развитие аэропорта в связи с мультимодальным транспортным узлом) имеет ряд минусов в северном (изрядная заболоченность, ограничивающая строительство). К тому же в черте города этот сектор является зоной предприятий, и расширение города приведет либо к их закрытию, либо к серьезным экологическим проблемам.

    Сектор В: при всех плюсах в черте города оказываются "зеленая зона" (Заельцовский бор) и ряд санаториев. Это обстоятельство потребует, особенно в связи со строительством Кольцевой дороги, особых природоохранных мероприятий, в противном случае зеленая зона сектора станет "карманом" и будет ликвидирована.

    Сектор С: плюсом является экологическое состояние, но развитие по этому вектору приведет к ликвидации нескольких массивов дачных поселков, плюс очевидные неудобства рельефа (холмы).

    Сектор D: плюсом является объединение города и Академгородка, а также (в связи с Технопарком) расширение Академгородка, однако развитие вплоть до Бердского залива приведет к полной ликвидации обширной рекреационной зоны (пляжи, санатории, дома отдыха, детские и спортивные лагеря).

    Сектор Е: заполнение "кармана", с одной стороны, будет играть на руку развитию Левого берега как "альтернативного центра" города, с другой - велик риск сокращения (а то и ликвидации) экспериментальных посевных площадок ВАСХНИЛ (СО РАСХН).

    Суммируя, мы видим следующее.
    Прямое следование "метафоре перекрестка" продолжится как минимум в среднесрочной перспективе. При этом попытки скомпенсировать такое развитие путем строительства кольцевой трассы неизбежно приведет к лавинообразным экологическим проблемам как в черте города, так и на ближайших окраинах.

    Кроме того, использование "промежуточных" (в отношении перекрестка) территорий на юго-востоке или северо-западе затруднено из-за особенностей почв и рельефа, а задействовать ресурс реки на севере и водохранилища на юге трудно из-за разницы в развитии с сопредельными территориями.

    Единственной метафорой-противовесом в этой ситуации представляется метафора "внутренней крепости" - т.е. создание в городе относительно замкнутых муниципальных образований с развитой инфраструктурой (кстати, такие идеи были заложены в проектах развития города начала 30-х годов[10]). С другой стороны, следование этой метафоре ведет к свертыванию социальных контактов и социальной маргинальности, человеку перекрестка, в общем-то не свойственным...

    5. Человек перекрестка

    Особая сущность, особое поведение.

    Ведь что происходит на перекрестке? Они все едут в разные стороны! Если не пропускать кого-то, то можно врезаться. Перекресток непредсказуем, и следовательно, возникает настоятельная потребность строгих правил. А дальше - привязанность к правилам, а следовательно, риски становятся сверхценностью - как в положительном, так и в отрицательном смысле. Отрицание риска, постоянный расчет вариантов, особый тип движения: "светофорный". От ограничения до ограничения. Отсюда своеобразное понимание "крейсерской скорости" - она рваная, причем это касается представлений о движении к цели вообще. В смысле риска как положительной сверхценности - перебежать, особенно по диагонали. Проскочить, особенно на красный свет, "переть буром", не тормозить на поворотах, не "пережидать толпу" на перекрестке.

    Впрочем, тут свои издержки: не проскочил - врезался. А сзади в тебя влетели. И пробка. Отсюда - характерная для человека перекрестка стратегия поиска дальних объездов. А еще лучше - пешком (тоже стратегия: из ресурсов только то, что на самом деле необходимо).

    И ведь не застрянешь на перекрестке. Надо двигаться, и двигаться быстро. При этом крайне недалекий временной горизонт анализа (в прошлое) и планирования (в будущее); большинство планов строится исходя из получения немедленной отдачи: проскочил - и ладно, теперь дальше будем думать. Если брать шире, речь идет о психологии "временного жильца" и, следовательно, "запрете на память". И при этом - ценность мгновенной реакции, импровизации, обхода правил. А как следствие - одни импровизируют, вторые об этом знают - возникает подспудный страх непредсказуемого развития событий, изменения внешних обстоятельств, на которые практически невозможно повлиять (правила означают прежде всего возможность и необходимость их нарушения): от политических и экономических до погодных.

    Суммируя, фактически мы получаем три главные ценности, важные для человека перекрестка, и три основных варианта стратегии поведения.

    Первая ценность - "проскочить перекресток", пусть даже в обход правил. И соответственно, "миграционно-перевалочная" стратегия - не задерживаться в этом городе; попав в него, пройти "сортировку" и двинуть дальше[11] (на восток, север или запад) в зависимости от конъюнктуры или иных интересов.

    Вторая ценность - ценность правил, законов, обычаев, светофоров и регулировщиков. И соответственно, два варианта стратегии: либо наиболее гибкое, рискованное, импровизационное избегание или обход правил, пусть даже решения и "на один раз"; либо усложнение и переусложнение правил, стремление подстраховаться в мелочах и на дальних подступах.

    Третья ценность - ценность времени. Времени или очень мало, или времени очень много, здесь возникает парадокс, потому что стратегии, разрабатываемые на основе этой ценности, имеют временные рамки либо много больше, чем горизонт планирования, либо много меньше; они либо особо долговременные, либо строятся на коротких промежутках между кризисами.

    Следствиями из этих стратегий является набор характерных проблем, с которыми сталкиваются и люди, и предприятия, и город с целом. Вот лишь некоторые:

    А) Оценить наличные и необходимые ресурсы можно только на текущий момент, и то весьма приблизительно. Планировать или чрезвычайно сложно, или невозможно, или это делается "для галочки". Это касается и личных доходов (частые смены работы, поиски работ и подработок на стороне), и планирования действий фирмы на рынке (далеко не случайно новосибирские фирмы "продаются" столичным инвесторам, в этом случае планируют уже не они), и даже демографического планирования. Тут ведь еще вот какая закавыка: ресурс - он или тут, но его мало (или он не тот), или он на подходе... а расстояния таковы, что когда он еще придет...

    Б) Правила можно придумать, но исполняться они вряд ли будут так, как задумано. Это касается и межличностных отношений, и должностных инструкций. Эта проблема связана с проблемой ресурсов - они или нестабильны, или некачественны, при этом правила, определяющие критерии качества, надо бы придумать, но выполняться… Отсюда, кстати, нестабильность и неуправляемость (как реальная, так и надуманная), и как следствие, вечная нехватка (и текучка) тех, кто смог бы этим всем управлять.

    В) Связанная с уже перечисленными: решение должно быть коротким, простым, "таблеточным", при этом в рамках существующих правил. Либо из последовательности коротких, простых и ясных шагов. Либо из набора простых правил, которые можно наиболее просто навязать. Ключевое слово: "быстро". В целом это классическая тактика "латания дыр", и эта тактика способна так "скорректировать" любую стратегию, что мало, как говорится, не покажется…

    P.S.

    Новый генеральный план развития Новосибирска разработан и представлен на общественное рассмотрение.

    Любопытно, как он изменится к моменту утверждения.

    Дополнение: о классификации городов-метафор

    Город стоит на берегу моря (реки, озера) или на дороге.
    Функционально - как объект военный или объект гражданский (условно - крепость или постоялый двор).
    Сочетания местоположения и функционала дает следующую базовую сетку метафор:

    Море (река) Дорога
    Крепость Форт Пристань (порт)
    Постоялый двор зАмок (кремль) Станция
    Существуют города, которые можно описать "чистой метафорой".
    И возможны перекрестки: три основных типа сочетания базовых метафор.

    А. Монофункциональные:
    1. Форт-Крепость (река и дорога)
    2. Порт-Станция (море и дорога)

    Б. Моногеографические:
    1. Форт-Порт (море)
    2. Крепость-Станция (дорога)

    В. Полигеографические и полифункциональные
    1. Две реки - два порта
    2. Две дороги - две станции
    3. Две реки - два форта
    4. Две дороги - две крепости
    5. Две реки - форт и порт
    6. Две дороги - крепость и станция
    7. Река и дорога - форт и станция
    8. Река и дорога - порт и крепость

    По большому счету, любой город - перекресток. В любом городе работают все четыре метафоры; вопрос только в их соотношениях.



    Примечания

    [1] БСЭ, цитата на официальном сайте Мэрии Новосибирска.

    [2] Новосибирск: Википедия.

    [3] Ср: "Metaphors are mappings across conceptual domains. Such mappings are asymmetric and partial. Each mapping is a fixed set of ontological correspondences between entities in a source domain and entities in a target domain. When those fixed correspondences are activated, mappings can project source domain inference patterns onto target domain inference patterns. Metaphorical mappings obey the Invariance Principle: The image-schema structure of the source domain is projected onto the target domain in a way that is consistent with inherent target domain structure. Mappings are not arbitrary, but grounded in the body and in everyday experience and knowledge" (George Lakoff, The Contemporary Theory of Metaphor, 1992)

    [4] "Концепт…, в отличие от понятия, не только мыслится, но переживается, вызывая у человека определенные эмоции. Он может существовать в латентном виде, т.е. в форме образа и по отношению к понятию - прогенетичен" (Ковелина Т.А. Образ врача в культуре, автореф. докт.филос.н., Ростов-на-Дону)

    [5] Диего Фернандес-Дюк, Марк Л. Джонсон: Метафоры внимания: Как метафоры определяют путь когнитивной психологии внимания (с сокращениями, zip-файл) - Дополнительная литература к спецкурсу "Динамика внимания в условиях быстрой смены стимулов: эффекты и модели" (МГУ, факультет психологии). Также ср: "Metaphor is a cross-domain mapping. One domain is conceptualized in terms of the elements and relations of another" (Designing with Blends: Conceptual Foundations of Human-Computer Interaction and Software Engineering - by Manuel Imaz and David Benyon. The MIT Press - Massachusetts Institute of Technology ,Cambridge, 2007, р.37-38).

    [6] И. М. Кобозева, К формальной репрезентации метафор в рамках когнитивного подхода, Труды Международного семинара "Диалог-2002" по компьютерной лингвистике и ее приложениям.

    [7] Здесь и далее, где не обозначено особо, карты на основах сервиса © Google Earth.

    [8] Источник: официальный сайт Мэрии Новосибирска.

    [9] Концептуальные основы генерального плана города Новосибирска на период до 2030 года. Использована карта прогноза застройки Новосибирска на 2050 г: http://www.novo-sibirsk.ru/index/section/134/page/3610

    [10] К примеру, "Проект планировки левобережного Новосибирска" - в кн. "Весь Новосибирск" (справочная книга), Новосибирск, 1931, с.XIV-XVI.

    [11] "В возрастной структуре мигрантов, выехавших из Новосибирска, максимальный удельный вес приходится на молодежь в возрасте 20-24 лет (26%) и 25-29 лет (13%). Это поток молодых людей, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения и возвращающихся к прежнему месту жительства или к месту работы. Высока (23%) и доля 30-49-летних, выезжающих из областного центра к новому месту жительства. По данной возрастной группе миграционный отток за 2000-2005 гг. составил 3250 человек, или более половины (53%) всех потерь числа жителей города за счет миграции в рассматриваемом периоде" (А.А.Кисельников, Г.А.Бессонова, Л.П.Харченко. Население города Новосибирска. Новосибирск,2007, с. 385).

    Copyright © А.Крамер, 2007